От «объекта 233» до «Катюши»: разработка, выпуск и развитие лучшей в мире системы залпового огня

От «объекта 233» до «Катюши»: разработка, выпуск и развитие лучшей в мире системы залпового огня

Разработка мобильных систем залпового огня началась в секретном Научно-исследовательском институте № 3 (НИИ-3) Наркомата боеприпасов СССР. В декабре 1938-го на шасси ЗИС-5 там построили и испытали первую пусковую установку с поперечными рельсовыми направляющими для запуска 24 неуправляемых реактивных снарядов РС-132 калибра 132 мм. Она оказалась неудачной, но это не помешало ей стать прообразом будущих боевых машин.

В конце 1930-х на трёхосном грузовике ЗИС-6 в НИИ-3 собрали и испытали вторую опытную механизированную «авторакетную» установку МУ-1 залпового огня. На раме автомобиля на двух сварных стойках была смонтирована продольная качающаяся рама с 24 поперечными направляющими, располагавшимися в два ряда в шахматном порядке и служившими для запуска 132-мм снарядов. Из-за повреждений кабины раскаленными газами, сильного раскачивания и малой кучности стрельбы эту машину также признали неудачной.

В августе 1939 года была построена более совершенная система МУ-2 на шасси ЗИС-6 с характерной скошенной задней частью кабины. На ней применялись продольные коробчатые направляющие с пакетом из восьми рельсов, на которых крепили 16 реактивных снарядов. Этот вариант был признан вполне приемлемым и в процессе испытаний и доводки превратился в будущую боевую машину БМ-13.

К осени 1940 года в институте собрали шесть таких установок, испытания которых продолжались до середины 1941-го. В то время они не имели точного обозначения и назывались «объект 233», артсистема, реактивный гранатомет или механизированная установка для пуска снарядов РС-132. Лишь в мае 1941-го за ними закрепились известное наименование «боевая машина» и индекс БМ-13-16 (13 — округленный калибр в сантиметрах, 16 — количество снарядов).

21 июня 1941 года, после удачных испытаний, было решено срочно развернуть серийное производство машин БМ-13 на 73-сильном шасси ЗИС-6. Война подхлестнула эти работы, и вскоре их сборкой занимались несколько советских заводов и одновременно активно создавались батареи и дивизионы реактивных боевых машин, которых в ходе войны простые солдаты прозвали «Катюшами». К концу года было собрано около 600 «Катюш» разных типов. Из них большинство погибли на полях сражений или попали в плен противника, разгадавшего незамысловатые секреты довольно простой боевой системы.

С конструктивной точки зрения машина БМ-13-16 военного времени являлась улучшенным вариантом довоенного образца БМ-13 и также базировалась на доработанном шасси ЗИС-6 с двумя задними откидными винтовыми домкратами и кабиной со скошенным «задком» и пультом управления на передней стенке. Для защиты от воздействия выхлопных газов ракет на передние и боковые окна опускали стальные бронелисты, хранившиеся на крыше кабины. На открытой части платформы размещались сиденья для боевого расчета из пяти–семи солдат.

При попадании в цель на дальности до 8,5 километров каждый снаряд образовывал в земле воронку диаметром восемь метров и глубиной 1,5 метра. Снаряженная масса установки БМ-13-16 составляла 7,2 тонны. Допустимая скорость движения — 40 км/ч.

На раме автомобиля была смонтирована поворотная металлическая ферма с пакетом из восьми швеллерных направляющих, на которых сверху и снизу подвешивали по восемь облегченных 132-мм реактивных снарядов М-13. Наводку на цель обеспечивали артиллерийский прицел и поворотный и подъемный механизмы боевой части установки. Для пуска снарядов в кабине водителя находился рубильник, соединявший аккумуляторную батарею с контактами для воспламенения зарядов.

После эвакуации Московского автозавода в октябре 1941-го выпуск грузовиков ЗИС-6 был прекращен. Последние установки БМ-13-16 были собраны зимой 1942 года. Несмотря на патовую ситуацию, устаревшему ЗИСу быстро нашли достойную замену в виде более совершенных машин, поступавших в СССР по ленд-лизу. Так в результате базой русских «Катюш» неожиданно стали американские грузовики Studebaker US6, на которых в 1943-м появилась следующая боевая машина БМ-13Н, модификации которой затем выпускались вплоть до 80-х годов.

Вскоре после войны легендарной и любимой ветеранами боевой машине БМ-13 «Катюша» были возведены десятки памятников, но большинство из них не соответствовали истине.

До сих пор на постаментах можно встретить не существовавшие угловатые передние крылья и кабины без скошенных «задков», чужие фары, колеса и шины, послевоенные двух- и трехосные шасси и грубые переделки грузовиков ЗИС-5 в ЗИС-6.

В сложнейшей обстановке начального периода войны в НИИ-3 разработали легкую и компактную пусковую установку для самолетов, послужившую основой многозарядных автомобильных систем залпового огня БМ-8 с реактивными снарядами РС-82 (М-8) калибра 82 мм. В июле 1941-го появился первый 38-зарядный вариант БМ-8-38 на открытом шасси ЗИС-6. Он снабжался поворотной платформой с трубчато-рельсовой фермой и тройным пакетом коротких направляющих с разным количеством снарядов: 14 на верхнем и 12 на среднем и нижнем ярусах.

На более надежной практичной и облегченной 36-зарядной машине БМ-8-36, принятой на вооружение в августе 1941-го, число нижних направляющих сократилось до десяти. К ноябрю было собрано 270 таких установок, но в ходе боёв все были уничтожены.

Весной 1942 года на шасси ЗИС-6 создали новую 48-зарядную систему БМ-8-48 со скошенным «задком» кабины и двумя пакетами удлиненных рельсовых направляющих. Её боевая масса составила 5,5 тонн. Вместе с базовой установкой БМ-13 она стала второй по значимости боевой ракетной машиной Великой Отечественной войны, хотя летом того же года была переставлена на ленд-лизовские шасси.

В разгар войны несколько отечественных заводов на обычных бортовых грузовиках собирали мелкие серии боевых систем и оригинальные единичные экземпляры, не оказавшие никакого влияния на ход войны. Достаточно большую партию из нескольких десятков лёгких установок БМ-8-40 и БМ-8-60 смонтировали на тщедушных полуторках ГАЗ-АА/ММ, оказавшихся чересчур слабыми для жестокой войны.

Осенью 1941-го было построено полтора десятка пусковых систем БМ-13 на серийной трёхтонке ЗИС-5, оказавшейся неприспособленной для несения тяжелого вооружения. Подробных сведений и фотографий этих машин не сохранилось.

В октябре 1942 года появилась уникальная четырехзарядная боевая машина КС-108 на шасси ЗИС-6, снабженная четырьмя гладкоствольными трубчатыми направляющими для стрельбы реактивными снарядами калибра 304 мм. Позднее на таком же шасси был собран опытный образец полубронированной установки с артиллерийской частью от БМ-13, оказавшейся слишком тяжелой.

На завершающем этапе войны ЗИС-6 стал основой прототипа реактивной системы БМ-31-12, но в марте 1944 года её переставили на заокеанские «Студебекеры».

На волне успеха боевых «Катюш» на военных парадах второй половины 1940-х на Красной площади демонстрировали известные системы залпового огня военного времени БМ-13Н и БМ-31-12, смонтированные на обычных грузовиках ЗИС-150. Вероятной целью создания 10–15 таких систем считалась быстрая доставка мощного вооружения по дорогам общего пользования.

В конце 1940-х лавры Победы, которых удостоились «Катюши» в военные годы, были перенесены на новый трёхосный полноприводный грузовик ЗИС-151 с бронезащитой кабины и бензобака. Он послужил базой как прежних систем, так и новых конструкций, которые продолжали называть «Катюшами».

Первой из них стала нормализованная машина БМ-13Н образца 1943 года, приспособленная к серийному выпуску. После войны её артиллерийскую часть переставили на ЗИС-151 и в 1949-м приняли на вооружение Советской армии под индексом 52-У-9416. В остальном она не отличалась от первенца БМ-13-16, но могла стрелять снарядами нескольких видов на расстояние 7,9–8,5 километров. На металлическом настиле боевой части размещались запасные колеса, аккумуляторы, шанцевый инструмент и ящики для запчастей. Допустимая скорость составляла 50 км/ч.

Та же участь ожидала и мощную систему БМ-31-12 с сотовыми направляющими для запуска 12 реактивных снарядов калибра 310 мм, первоначально смонтированную на американских шасси.

В 1955 году на вооружение поступила новая особо мощная установка БМ-24 (8У31) на базе ЗИС-151, предназначенная для уничтожения тяжелых укреплений и артиллерийских батарей. На её поворотной платформе помещались 12 двухметровых направляющих каркасного типа для запуска снарядов калибра 240,6 мм с дальностью поражения 6,5 километров. Полная масса машины достигала девяти тонн.

С конца 1950-х, когда артиллерийскую часть машины БМ-24 начали переставлять на новый грузовик ЗИЛ-157, она постепенно стала превращаться в наиболее совершенную и распространенную советскую систему залпового огня, которую впервые экспортировали в несколько стран мира.

В то же время в легендарном семействе «Катюш» появилась вторично модернизированная машина БМ-13НМ (2Б7), относившаяся уже к среднему классу систем залпового огня. Она базировалась на грузовиках ЗИЛ-157 разных версий и от предыдущей модели БМ-13Н отличалась наличием новых реактивных снарядов и уменьшенной массой.

В 1966-м на вооружение была принята третья и последняя модификация боевых машин семейства БМ-13 — установка БМ-13НММ (2Б7Р) на армейском грузовике ЗИЛ-131. Ее единственным внешним отличием от прежних систем оказалась откидная подножка для облегчения работы наводчика, расположенная в задней части шасси.

В 1970-е годы эти установки поставляли в ряд соседних и дальних стран, а на родине до начала 1990-х они выполняли функции пристрелочных установок учебных полков.

На заглавной фотографии — Легендарная боевая «Катюша» БМ-13-16 в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи из Санкт-Петербурга (фото автора)

В статье использованы аутентичные черно-белые иллюстрации

Источник

Онлайн ставки на сайте 100betz Dodge Durango SRT Hellcat 2021 дебютирует как самый мощный внедорожник в мире Набор первоклассника что входит список Новый BMW M5 CS обещает 635 лошадиных сил Mercedes AMG GT 63 S мощностью в 880 л.с.

Лента новостей