От Мерседесов Штирлица до легендарного «Фердинанда»: автомобильные уникумы киноконцерна «Мосфильм»

От Мерседесов Штирлица до легендарного «Фердинанда»: автомобильные уникумы киноконцерна «Мосфильм»

Незаметный переход от «живых» игровых машин к давно отслужившим свой срок автомобилям добавил Мосфильму множество незаметных со стороны трудностей. Самым дорогим и губительным способом их реанимации стало самостоятельное изготовление макетных копий старинных машин (новоделов), создатели которых сами никогда их не видели. Такие импровизированные ретромобили с современными списанными агрегатами отличаются грубоватыми формами, несуразными кузовами и невесть откуда взятым муляжным автореквизитом, не имеющим ничего общего с оригиналами.

За все прошедшие годы самой известной миниатюрной легковушкой в СССР была элегантная французская двухместная «Малышка Пежо» — Peugeot Bébé («Пежо Бебе») образца 1912 года, которая казалась карликом среди великанов или механической игрушкой. И действительно, император Николай II соблазнился и купил две машины для своего наследника Алексея.

После революции автомобили попали под контроль Совнаркома, а потом были переданы Ленинградскому дворцу пионеров и школьников. В 1942-м в него попала бомба, уничтожившая одну из машин. Уцелевший «Пежо» перевели в Политехнический музей, откуда его стали брать на киносъёмки. После реставрации в 1977-м автомобиль получил статус памятника культуры, что уже не позволяло передавать его на киностудию.

В возмещение утерянного на Мосфильме собрали свой микрокар, но что из этого получилось, страшно подумать. Это был грубо сработанный новодел, а проще — изуродованный «Малыш Бебе» с чужими колесами, фарами, угловатым радиатором и двумя досками вместо ступенек. К тому же его кузов стал четырехместным и лишился боковин. В таком виде зрители, ничего не знавшие о «Пежо Бебе», просмотрели еще три кинокартины с его участием.

С момента выхода на экраны сериала «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.), созданного по одноименному произведению Юлиана Семенова, не утихают споры об игровых машинах, которыми мог бы пользоваться легендарный литературный герой штандартенфюрер SS Макс Отто фон Штирлиц, которого сыграл Вячеслав Тихонов.

В своем романе Семенов указывает, что Штирлиц ездил на «хорьхе» с «усиленным мотором, урчавшим ровно и мощно», который явно превышал его военный ранг. В кино было всё наоборот: Штирлицу, достойному более комфортной машины, пришлось передвигаться на рядовом «Мерседесе» среднего класса, да и тот еле дышал и редко заводился. Этому не смог бы воспротивиться даже генерал Генрих Мюллер, но в Советском Союзе начала 1970-х с огромным трудом удалось-таки отыскать пару работоспособных седанов «Мерседесов-230».

Итак, на съёмках «17-ти мгновений» в Москве, Берлине и Риге работали три самых дешевых четырехдверных автомобиля Mercedes-Benz 230 (W143) с мелкими и невидимыми со стороны отличиями, а также обычными и вовсе не «усиленными» шестицилиндровыми двигателями мощностью по 55 сил.

Теперь раскроем кой-какие секреты. Первый «Мерседес-230» был приобретён в московском автохозяйстве, и только на съёмках в ГДР выяснилось, что он смертельно поврежден. Выручил владелец ресторана и коллекционер старинных авто, который не только одолжил свою машину, но и сам на съёмках садился за руль, ибо Тихонов плохо ориентировался в вождении. Отремонтировать автомобиль так и не удалось. Сначала его использовали на комбинированных съёмках, а теперь он хранится в экспозиции музея Мосфильма.

В 1910-е годы Русско-Балтийский вагонный завод выпускал легонькую легковушку К12-20 с 20-сильным мотором. Как и на других моделях, на её капоте торчала фигурка двуглавого орла, а на решётке радиатора красовалась надпись «Русско-Балтийский». В ноябре 1967-го автомобиль занял почетное место в Политехническом музее.

До недавнего времени считалось, что это единственный сохранившийся образец К12-20, пока неожиданно на Мосфильме не родился макетный образец «Руссо-Балт».

Их марка одинаковая — «Русско-Балтийский К12-20», но автомобили будто разные!

С точки зрения знатоков автомобильной истории это был очередной муляж, грубый новодел и даже «стилизованный переварок», смахивающий на оригинал. Куда делись элегантная облицовка радиатора и крылья, огромные старинные фары, сиденья красной кожи, шины из светлого каучука?

Теперь это высокое грубо сколоченное сооружение на раме грузовика с двигателем от «Победы», приподнятым на полметра кузовом, чужими фарами и шинами. Оно уже снялось в десятке фильмов.

Когда-то самым популярным игровым автомобилем Мосфильма являлся роскошный пятиместный фаэтон британской компании Rolls-Royce, который теперь находится в полуразобранном состоянии. С его участием было отснято два десятка картин, но споры о его происхождении, возрасте и марке продолжаются до сих пор.

Историки утверждают, что это представительский Rolls-Royce Phantom II Continental, выпускавшийся на рубеже 20–30-х годов ХХ века, который во время Второй мировой войны оказался в Красной армии и затем был передан киностудии. Роскошная и редкая машина длиной около пяти метров с правым рулём снабжалась шестицилиндровым 7,7-литровым мотором мощностью 120 л.с., трубчатой рамой, лёгкими оспицованными колесами и развивала скорость около 150 км/ч.

Антикварный «Роллс-Ройс» отличался особой прочностью, надёжностью и плавностью хода, что в течение многих лет позволяло возить на нем важных киношных персон и выполнять лихие трюки.

В 1968-м славу ему принесли натурные съёмки картины «Новые приключения неуловимых». В начальных кадрах «Роллс-Ройс» доставлял высшее руководство Белой армии, а потом за 10 июльских дней в уличных недрах Ялты и на морском берегу была успешно отснята самая «крутая» киношная погоня с выстрелами и взрывами, в которой вооруженные статисты лихо преследовали 40-летний автораритет.

От Мерседесов Штирлица до легендарного «Фердинанда»: автомобильные уникумы киноконцерна «Мосфильм»На своём роскошном «Роллс-Ройсе» с женой и уймой охранников на место службы прибыл киношный полковник Леопольд Кудасов, начальник контрразведки южной армии.

От Мерседесов Штирлица до легендарного «Фердинанда»: автомобильные уникумы киноконцерна «Мосфильм»Второй аналогичный трюк: сидевший за рулём Валерка в клетчатом пиджаке (Михаил Метёлкин) на ходу, вслед за Яшкой, выскакивает из машины и бросается вниз. Потом «живой» автомобиль превращается в макет, врезается в скалу, падает в море и взрывается.

В 2000-е годы мосфильмовский «Роллс-Ройс» начал быстро сдавать. Его пытались восстановить: подремонтировали двигатель, заменили тент и подвели под него раму с подвеской со списанного грузовика с крупными «чумовыми» колесами со штампованными «спицами». При этом на задней оси сохранились двускатные колеса, из которых внешние колеса на съёмках догадывались снимать.

С 1936 года шестиместный лимузин ЗИС-101 считался лучшим автомобилем Советского Союза, но на Мосфильме сыграл лишь в десятке фильмов, посвященных важнейшим событиям нашей истории.

Самые эффектные и самые позорные автомобильные трюки можно было лицезреть в фантастическом фильме Эльдара Рязанова «Старые клячи». Специально для него был приобретен подержанный ЗИС-101, который сейчас хранится в музее Мосфильма, а также «голый» кузов для трюков, прозванный «Рязановцем».

По сюжету фильма главная героиня получает по наследству бронированную «старую раритетную колымагу», построенную её отцом для Сталина и наделённую способностями передвигаться по рельсам, плавать и погружаться под воду. Добрую половину фильма за ней гоняются мошенники.

В «главной погоне» после старта в центре Москвы автомобиль, набитый «старыми клячами», переходит на четыре небольших железнодорожных колеса и с ходу влетает в тоннель для поездов метро, один из которых как будто догоняет машину на станции «Братиславская». Выбравшись наверх, виртуальный ЗИС-101 лихо съезжает с Новоарбатского моста в воду и плывет вдоль Москвы-реки. Потом, для верности, погружается под воду и тут же всплывает в обусловленном месте.

Постановщиком всех трюков был Сергей Воробьёв, а выполняли их 12 (!) каскадеров. Пустой кузов таскали на тросе под водой и устанавливали на дрезине в метро. Остальные трюки выполняли виртуозы комбинированных съёмок.

Порывшись в памяти, можно легко вспомнить эту машину, сыгравшую эпизодическую роль в фильме «12 стульев» (1971 г.), в котором отец Федор (Михаил Пуговкин) украл колбасу у Остапа Бендера. Помните: «Не выдержав мук преследования», он забрался на отвесную скалу, но спуститься оттуда уже не мог.

От Мерседесов Штирлица до легендарного «Фердинанда»: автомобильные уникумы киноконцерна «Мосфильм»«Через десять дней из Владикавказа прибыла пожарная команда» и сняла отца Федора, а санитарная карета ПАЗ-653 отвезла его в психбольницу. Действительно, смешно!

Во время войны автобусный парк СССР сильно пострадал, и в первые мирные годы различные предприятия стали заниматься созданием собственных простейших конструкций на базе серийных грузовиков. Что же касается Мосфильма, то в 1960-е московский кузовной завод «Аремкуз» на шасси Уральского автозавода построил два игровых автобуса, выполненных в стиле давно прошедших дней.

А потом началась не изученная до конца история одного «изрядно побитого и ветхого» пассажирского автобуса из культового сериала «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.), который сегодня занимает почетное место в музее. Первоначально планировалось, что его роль сыграет немецкий автобус Opel Blitz, но на мосфильмовской автобазе нашелся свой вариант, которому присвоили прозвище «Фердинанд».

Историки считают, что до войны он был длиннобазным городским автобусом ЗИС-8, но после капремонта в конце 1940-х его кузов чуть укоротили и установили на обычное шасси ЗИС-5. В нем сохранилось множество подлинных элементов кузова: задние составные бамперы, лобовое стекло, козырек с боковыми фонарями и указатель номера маршрута.

В начале 1970-х автобус стали приглашать на съёмки, в которых «Фердинанд» прославился исполнением ролей милицейских, штабных и санитарных машин.

При осмотре музея посетители особо не обращают внимания на черный немецкий «грузовик Магирус 1912 года», и никто из экскурсоводов, кроме заученной фразы о «безвоздушных каучуковых колесах», ничего иного добавить не может. Попробуем разобраться.

Скорее всего, это был вообще не грузовик, а трёхтонное 70-сильное шасси Magirus 3C1S образца 1924 года с трёхместной кабиной и мощной конструкцией для подъёма 26-метровой пожарной лестницы с домкратами, следы от которых сохранились в задней части рамы. Для боевого расчёта служили две продольные скамьи и подножки. По всей видимости «Магирус» относился к партии спецмашин, закупленных за границей в счет 5400 рублей золотом, выделенных государством в 1922-м.

От Мерседесов Штирлица до легендарного «Фердинанда»: автомобильные уникумы киноконцерна «Мосфильм»

От Мерседесов Штирлица до легендарного «Фердинанда»: автомобильные уникумы киноконцерна «Мосфильм»

Наиболее вероятно, в 1920-е годы этот Magirus 3C1S перевозил съёмную пожарную лестницу и боевой расчет

Теперь на автомобиле вместо лестницы стоит стальной кузов с продольными скамьями и подножками, а прежний двигатель заменен на мотор от грузовика ГАЗ-51. До сих пор он остаётся игровой машиной. На натуре его используют для перевозки тяжелого киносъёмочного оборудования и обеспечения работы операторов.

На заглавной фотографии — Самодельный образец «Руссо-Балта K12-20» на съёмках кинокартины «Всадник по имени Смерть» в декоративном городке киностудии (из архива Киноконцерна «Мосфильм»)

Источник

Резервуары для АЗС: Технологическое Превосходство и Безопасность BMW M8 в исполнении G-Power Водородный BMW X5 Hydrogen Next: на фотографиях производство на заводе в Ландсхуте BMW 4 серии Cabrio 2020 почувствовал весну и…. Менее мощная BMW 840i уже в пути к покупателям

Лента новостей