«Пигмей» и ГАЗ-61: первые советские внедорожники с американскими корнями

«Пигмей» и ГАЗ-61: первые советские внедорожники с американскими корнями

В предвоенные годы проектирования легких военных машин с полным приводом их базой, помимо «эмки», становились опытные и сугубо гражданские машины с задними ведущими колесами. Их главной основой стал более мощный командирский седан ГАЗ-11-73 с обновленной облицовкой передка, а также цельнометаллический пикап ГАЗ-415 грузоподъемностью 500 килограммов. К этим работам были подключены также экспериментальный кабриолет ГАЗ-11-40, развивавший скорость 120 км/ч, и опытный многоцелевой пикап ГАЗ-11-415 с усиленной рамой, доставлявший до 750 кг грузов.

Для ведущего конструктора В. А. Грачёва первые легковушки Горьковского автозавода с колесной формулой 4×4 стали удачей мирового уровня. Но и на этот раз их базой послужила американская полноприводная штабная машина Ford-Marmon-Herrington LD2-4 образца 1937 года с открытым армейским кузовом. Она поступила на завод в апреле 1938-го, и потом прошло еще несколько месяцев, пока в горьковском КБ не родился первый многоцелевой полноприводный автомобиль-шасси ГАЗ-61. Его испытания провели летом 1939 года.

Первоначально на вездеходных шасси ГАЗ-61 монтировали шестицилиндровый двигатель Dodge в 85 сил с алюминиевой головкой блока, но на всех последующих версиях применялся более дешевый 76-сильный вариант, который собирали в Горьком под маркой ГАЗ-11. Он работал с четырехступенчатой коробкой передач от грузовика ГАЗ-ММ, новой раздаточной коробкой и карданным валом от ЗИС-101. Получив из Америки сходный и доведенный до совершенства автомобиль, советские изобретатели оказались обладателями самой сложной и дорогой части любой полноприводной машины — переднего ведущего и управляемого моста с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей Rzeppa. Впоследствии их заменили на более простые шарниры Bendix-Weiss, способные передавать повышенный крутящий момент.

Летом 1939-го первым легким полноприводным вездеходом Грачева стал штабной автомобиль ГАЗ-61-40 с тентованным кузовом от кабриолета ГАЗ-11-40. Из-за нехватки открытых кузовов было собрано всего шесть машин с двумя видами облицовки радиатора от ГАЗ М-1 и ГАЗ-11-73, советскими «шоссейными» и импортными вездеходными шинами.

В ноябре после удачных испытаний появился опытный армейский седан ГАЗ-61-73 с серийным четырехместным цельнометаллическим кузовом от «эмки», сразу же принятый на вооружение Красной армии. Полностью доработанный и укомплектованный вездеход с радиаторной решёткой от ГАЗ-11-73 был готов в июле 1941-го и передан в распоряжение командования РККА. При снаряженной массе 1650 килограммов он мог буксировать прицеп или 76-мм пушку и развивал скорость 107 км/ч.

Единственным довоенным полноприводным пикапом на базе ГАЗ-61 был опытный цельнометаллический образец ГАЗ-61-415 грузоподъемностью 750 килограммов с двухместной кабиной и кузовом с боковыми откидными скамейками, достигавший скорости 100 км/ч.

Несмотря на огромные трудности военного времени, мелкосерийное производство крайне необходимого Красной армии вездехода ГАЗ-61-73 было налажено только 12 июля 1941 года. В общей сложности до 1945-го собрали 194 автомобиля. Они использовались как оперативные, штабные и персональные машины известных военачальников и партработников.

Кроме того, до конца 1941 года на базе многоцелевого пикапа ГАЗ-61-415 завод собрал 36 лёгких артиллерийских тягачей ГАЗ-61-416 для буксировки противотанковых орудий, доставки боекомплектов и личного состава. Они снабжались открытой кабиной без дверей с мягким верхом и брезентовыми боковыми загородками, упрощенным цельнометаллическим кузовом с задней продольной скамьёй для перевозки боевого расчёта и 30 снарядов калибра 57-мм. В ходе войны почти все машины были уничтожены.

Не секрет, что в неизведанной области принципиально новых легких полноприводных военных автомобилей, впоследствии прозванных джипами, Грачёв следовал курсом, намеченным военным ведомством США. В 1940 году оно утвердило технические требования к таким машинам и объявило конкурс на их разработку. В ноябре победителем стал прототип Ford Pygmy («Пигмей») с принципиально новым армейским кузовом с плоскими панелями и крыльями.

О нем Грачёв узнал из американского автомобильного журнала Automotive Industries и тут же решил взяться за создание такой же советской машины для разведки и штабных целей.

В письме Председателю СНК СССР маршалу К. Е. Ворошилову Грачёв дал оценку первым заокеанским джипам: «Их описания дают возможность достаточно точно определить тактико-технические характеристики… Войсковые подразделения «Пигмеев» могут использоваться на бездорожных участках… позволяют буксировать противотанковые пушки и прицепы… сохраняют людскому составу свою мускульную силу…»

В январе 1941-го Нарком среднего машиностроения В. А. Малышев, изучив мелкую журнальную картинку и полстраницы текста, высоко оценил перспективность «Пигмея» и приказал: «Срочно сделайте такую же машину, наш советский «Пигмей». 3 февраля в горьковском КБ под руководством Грачёва началось проектирование трехместного автомобиля-разведчика ГАЗ-64 «Пигмей» (Р-1). В конце марта были готовы два пробных образца, которые 22 апреля продемонстрировали И. В. Сталину и затем отправили на испытания.

Базой советского «Пигмея» стал укороченный кабриолет ГАЗ-61-40 с 50-сильным мотором ГАЗ-ММ, а для точного соответствия нормам США было решено «урезать» также и длину мостов. Вместо типового кузова заокеанского «Пигмея» советские конструкторы создали свой вариант с широким округлым капотом и полукруглыми передними крыльями с фарами, внешне практически не отличавшийся от раннего американского прототипа Bantam-60. Советским вкладом стали более глубокие эллипсовидные вырезы боковых дверей, увеличенное количество прутков в выпуклой решетке радиатора, развешанный по бортам шанцевый инструмент и отсутствие тента.

Испытания «Пигмеев» проводились в апреле–мае 1941 года. При этом они снабжались крупнокалиберным зенитным пулеметом на поворотной стойке и буксировали 47-мм противотанковые пушки. Снаряженная масса машин на 220 килограммов превышала американские нормы и достигала 1200 кг. Максимальная скорость составила 92 км/ч. С началом войны медлить с внедрением пока не полностью испытанного и доработанного джипа было уже поздно.

К тому времени американский прообраз Ford Pygmy превратился в давно забытую конструкцию, уступившую место более совершенным массовым джипам Willys MB. А советские конструкторы, признав свои ошибки, летом 1941-го оперативно переделали «Пигмей» в командирский автомобиль ГАЗ-64-416. Ему будет посвящена следующая статья.

Одновременно и независимо от Горьковского завода со своим «Пигмеем» проектированием и сборкой двух легких автомобилей-разведчиков АР-НАТИ и одного прицепа занимался коллектив Научного автотракторного института (НАТИ). В этих машинах максимально использовались модернизированные серийные агрегаты, а вместо практичного заводского подхода конструкторы НАТИ применили сугубо научные методы с математическими расчетами агрегатов и всех параметров. Эти автомобили носили обозначения АР-НАТИ № 1 и АР-НАТИ № 2 и внешне отличались широким или узким капотом, а также местами расположения фар.

Их оборудовали модернизированным мотором ГАЗ-М с вакуумным устройством опережения зажигания и двумя автономными карбюраторами, позволявшими на ходу изменять мощность в пределах от 38 до 59 л.с. Четырехступенчатую коробку передач заимствовали у грузовика ГАЗ-ММ, «раздатку» и передние ведущие мосты — от вездехода ГАЗ-61, рулевой механизм от «эмки» и тормозную систему от ГАЗ-11-73. Все агрегаты монтировали на новой трапецеидальной раме с центральной X-образной поперечиной.

Оригинальный кузов без дверей и подножек получил открытые дверные проёмы с брезентовыми фартуками. В боковинах съёмного тента имелись целлулоидные стекла, откидное лобовое стекло снабжалось двумя фарами-искателями и двумя вакуумными стеклоочистителями. Радиатор защищала сварная решетка, роль переднего бампера играла обычная труба. На обеих версиях по требованиям РККА была предусмотрена установка станкового пулемета с боезапасом. Одноосный высокобортный прицеп с независимой подвеской перевозил дополнительные топливные баки и запасное колесо.

2 апреля 1941 года автомобили АР-НАТИ и прицеп были готовы. Через двадцать дней вместе с горьковскими «Пигмеями» их продемонстрировали высшему руководству страны, затем испытали на полигонах и во время пробега в сцепе с 45-мм пушками. Снаряженная масса одиночных машин превышала нормы США на 150 килограммов. Их скорость по шоссе составила 102 и 97 км/ч соответственно.

Доводка и испытания машин АР-НАТИ завершились 2 июля с рекомендацией срочного развертывания их производства на Горьковском автозаводе. Однако в военных условиях оказалось проще и быстрее организовать в Горьком выпуск собственного более технологичного армейского варианта ГАЗ-64-416 (о нём читайте в следующей статье).

На том работы НАТИ в этом направлении закончились. Машину № 1 эвакуировали в город Мелекес, где она применялась на вывозе леса и в 1943-м была списана. Вариант № 2 в июне 1941-го перевезли на ГАЗ, где он погиб при бомбежке.

На заглавной фотографии — Лёгкий армейский автомобиль АР-НАТИ № 2, разработанный на научной основе с использованием журнальной картинки с изображением американского прототипа Ford Pygmy

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации

Источник

Mercedes-AMG EQS-электрический седан с 600 л.с и 900 Нм крутящего момента Обновленный Gran Turismo BMW 640d GT G32 LCI в цвете Piedmont Red Metallic BMW M8 2020 почти без камуфляжа Озвучена стоимость нового BMW 330e Новая ALPINA XB7 2021 года в цвете Black Sapphire Metallic

Лента новостей