Первый универсал второй модели: история разработки и судьба ВАЗ-2102

Первый универсал второй модели: история разработки и судьба ВАЗ-2102

Начало

В 1966 году произошло поистине эпохальное для Советского Союза событие: советский Внешторг заключил соглашение с итальянским автомобильным производителем FIAT. Четвертого мая в Турине соответствующий протокол о сотрудничестве подписали президент итальянской фирмы Витторио Валетта и министр автопрома СССР Александр Тарасов. Однако после смены руководства Fiat в июле пришлось вести новые переговоры с основателями марки — домом Аньелли, снова завладевшим контрольным пакетом акций. В итоге в августе того же 1966 года было заключено еще одно соглашение — на этот раз генеральное. Полностью документ назывался так: «О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительстве в СССР», а подписали его первый замминистра В. Сушков и внук основателя FIAT Джанни Аньелли. Сумма контракта составляла около 900 миллионов долларов, из которых 320 миллионов входили в восьмилетний целевой кредит на приобретение оборудования от итальянского государственного кредитного банка IMI. Научно-техническое сотрудничество двух государств предполагало строительство современного автомобильного завода на советской территории и последующий выпуск на нём легковых автомобилей – разумеется, разработки Fiat. На производство машин в рамках соглашения была приобретена соответствующая лицензия. Под «Автомобилем №1» в комплектации «норма» подразумевался Fiat 124, а на роль «Автомобиля №2» итальянцы предлагали еще одну свою новую модель – Fiat 125, который впоследствии выпускался в Польше под названием Polski Fiat 125p .

Однако кроме парочки седанов сделка подразумевала и выпуск универсала. Ведь ставший «Автомобилем 1966 года» Fiat 124 предлагался в Европе с различными типами кузова – седан, универсал, купе и даже спайдер!

В поступившую в 1966 году первую партию итальянских автомобилей, которые советским конструкторам, инженерам и испытателям предстояло изучить и проверить «боем» на отечественных дорогах, входили только машины с кузовом Berlina – то есть, седан. Но уже в 1967-м несколько «сто двадцать четвёртых» в модификации Familiare (что по-итальянски значит «семейный) попали в СССР.

В это время седаны уже не только проходили испытания, но и подвергались различным доработкам и модернизациям, которых в конечном итоге в конструкции серийного ВАЗ-2101 насчитывалось около восьмисот! Ведь, как оказалось, «итальянская неженка» хорошо переносила суровые русские морозы, но вот тяготы и лишения советских дорог оказались для неё слишком тяжелым испытанием, выдержать которое Фиату было не под силу. И это не метафора – во время «тестовых» заездов трескался кузов, рассыпалась подвеска и выходили из строя задние дисковые тормоза. Вдобавок советская сторона настояла на другой конструкции двигателя – с верхним расположением распределительного вала в головке блока цилиндров (OHC) вместо устаревшей нижневальной схемы OHV. Усиления потребовали и узлы трансмиссии, а с учетом дорожных условий был увеличен дорожный просвет.

Однако запускать оба варианта кузова одновременно в Тольятти не планировали – предполагалось, что сначала на конвейер полноценно встанет «ноль первая», и лишь потом – универсал.

Ведь автомобиль с этим типом кузова в СССР оставался этакой «вещью в себе»: несмотря на существующий спрос на «универсальные» автомобили, ГАЗ-22 частникам просто так не продавали, а объем Москвичей-универсалов в общем выпуске был относительно небольшим. При этом именно пятидверный универсал был настоящей мечтой «садовода-дачника», ведь он позволял перевезти и саженцы с рассадой, и садовый инструмент, и какую-то домашнюю утварь без необходимости в багажнике на крышу.

«По своим качествам автомобиль с кузовом универсал наилучшим образом подходит для воскресных семейных поездок за город с надувной лодкой, подвесным мотором, водными лыжами, гамаком и даже с детской коляской. Он очень удобен для дальних отпускных путешествий, когда возникают тысячи проблем: как разместить в машине ребенка, бабушку, куда пристроить палатку, портативную газовую плитку, складные столик и стулья. Наконец, без универсала трудно владельцу садового участка, как правило, удаленного на 60-80 километров от города, или дачнику».

За Рулем №11, 1972

Впрочем, у седанов оставалась своя армия поклонников, поэтому запущенный первым седан ВАЗ-2101 тут же нашел как своих почитателей, так и скептиков и даже «хейтеров», как сказали бы в наше время. Универсал же оказался «в тени» первой модели, которой в прессе уделяли куда больше внимания.

Первые серийные «двушки» сошли с конвейера АвтоВАЗа в апреле 1971 года – то есть, ровно год спустя после торжественного «показного» начала производства ВАЗ-2101, приуроченного к 100-летию Владимира Ленина.

В передней части ВАЗ-2102 полностью повторял «ноль первую» вплоть до самых мелочей, включая круглое зеркало заднего вида, расположенное на переднем крыле (до 1974 года).

Идентичными были и передние двери, а вот задние по форме дверной рамки заметно отличались – на «двушке» они стали более угловатыми и прямыми, ведь крыша машины была продлена вплоть до конца задних крыльев! При этом колёсная база седана и универсала была одинаковой (2 420 мм), а по габаритной длине кузова (4 059 мм) «двойка» была даже чуть короче первой модели с её 4 073 миллиметрами от носа до хвоста.

Именно поэтому универсал выглядел едва ли не солиднее, чем обычные Жигули, которые острословы из-за почти одинаковой длины передка и кормы прозвали «мыльницей». Длинная крыша и расположенная под углом около 125 градусов корма придавали силуэту динамичности, одновременно увеличивая «психологический» запас внутреннего пространства салона.

Ведь если у «копейки» он заканчивался на уровне заднего моста, то на ВАЗ-2102 багажное отделение и салон были объединены в один объем. Чтобы немаленький штампованный лист металла «не играл», на крыше предусмотрели две продольные выштамповки, ставшие своеобразной «визиткой» и ВАЗ-2102, и следующей модели ВАЗ с таким типом кузова.

При этом багажное отделение получилось довольно плоским, поскольку этот тип кузова вынудил конструкторов Fiat полностью изменить компоновку задней части. К примеру, запасное колесо из полости левого заднего крыла «переехало в подполье» багажника, а бак новой формы, вмещавший теперь на 6 литров бензина больше, разместили рядом с «запаской» слева, что потребовало соответствующего переноса заливной горловины на другую сторону.

Поскольку задняя дверь доходила до самого бампера и занимала практически всю площадь задка, горизонтальная оптика уступила место небольшим вертикальным «фонарикам», форма которых была отлично согласована с обводами задних крыльев.

На плоскости крышки багажника разместили только фонарь подсветки номерного знака, замок и ручку для открытия, а также шильдик «Жигули». Для пущей эстетики хромированные планки под боковыми стёклами нашли своё продолжение и на пятой двери в виде горизонтальной полосы, словно «завершающей круг» декоративной отделки кузова.

Важное отличие универсала от «единички» — откидывающееся заднее сиденье. Сложив подушку и спинку, владелец «двушки» получал ровную площадку размером 1,47х1,32х0,73 м, на которой можно было перевозить до 250 кг груза!

Сборная байдарка, шоссейный велосипед, горные лыжи – некоторые советские автолюбители перевозили во вместительном чреве своих универсалов с ладьей на решётке не бочки для воды и лопаты с граблями, а современный спортинвентарь!

Наконец, «ноль вторая» позволяла не прибегать к услугам «грузового такси» при доставке домой новой мебели или бытовой техники. Ведь стиральная машина или телевизор большой диагонали без проблем помещались в багажном отделении – если сложить заднее сиденье, конечно.

При этом в обычном состоянии плоский багажник ВАЗ-2102 был даже менее вместителен (345 л), чем багажник «единички» (385 л)! Но со сложенным вторым рядом объем багажного отделения увеличивался до внушительных 1345 литров, в то время как у седана спинка заднего сиденья не складывалась вовсе по простой причине – за ней были расположены увеличивающие жесткость кузова распорки-усилители.

«Весьма кстати бывает универсал и в городе. Все его достоинства сегодня хорошо знакомы многим автолюбителям, и они, увидев купленный приятелем новенький ВАЗ-2102, начинают грезить о такой же машине».

За Рулем №11, 1972

Большая пятая дверь была подъемной, но удерживали её в открытом положении не гидроцилиндры, а специальная система торсионов, которые скрывались от любопытных взоров под потолком. И в отличие от капризных и не слишком долговечных «гидроупоров», торсионы работали на «двушках» без нареканий практически весь срок службы автомобиля.

Поскольку перевозка грузов «по законам жанра» для универсала являлась рядовым событием, в задний мост конструкторы установили редуктор с более «короткой» главной передачей – 4,44 вместо 4,30 у седана. Именно поэтому при аналогичных передаточных числах в коробке передач «ноль вторая» получилась ощутимо более тяговитой, чем «единичка», за что пришлось расплачиваться снижением максимальной скорости со 142 км/ч до 139 км/ч. Также незначительно увеличился расход топлива, что было вполне приемлемой платой за увеличившиеся возможности автомобиля. Чтобы ходовая часть без проблем справлялась с увеличившейся нагрузкой, «двушка» получила оригинальные пружины увеличенной жесткости, а также другие покрышки.

Как и базовая модель 2101, за все годы выпуска универсал практически не претерпел заметных изменений во внешности. Разве что наружное зеркало изменило форму и расположение, став прямоугольным и оказавшись на водительской двери вместо крыла. Под задним бампером со временем «прописался» фонарь заднего хода, а за задними колёсами после 1974 года появились брызговики. «Пакет изменений» идентичен и для седана, и для универсала. Дважды за всё время выпуска модернизировали электрооборудование, а карбюратор «Вебер» усовершенствовали трижды – в 1974-м, 1976-м и 1978-м, заменив его в 1980 году более экономичным и экологичным «Озоном». Так называемая «грелка» — резиновый мягкий бачок омывателя — со временем уступил место более современному пластмассовому.

Несмотря на минимум доработок, «двушка» нашла своего потребителя как в СССР, так и за рубежом. Ведь европейские покупатели к автомобилям с таким типом кузова всегда были лояльны – особенно если учесть невысокую цену «двушки» в сравнении с иностранными аналогами. Поэтому «советский Familiare» пользовался успехом не только в странах так называемого соцлагеря (Венгрия, Чехословакия, Болгария, ГДР и СФРЮ), но и на «загнивающем Западе» — в ФРГ, Франции, Австрии и т.д.

Как и «единичка», из-за не самого благозвучного для некоторых стран названия «Жигули» и седан, и универсал вскоре получили экспортное наименование Lada. В соответствии с типом кузова и объемом двигателя универсал полностью назывался «Lada-1200 Сombi». Кроме новых шильдиков на некоторых рынках «двушка» оснащалась стеклоочистителем и омывателем задней двери, а также передними сиденьями с подголовниками от «шестёрки».

Самой необычной была «праворукая» версия ВАЗ-21022 с правосторонним расположением органов управления, предназначенная для экспорта в страны с левосторонним движением (Великобритания). От стандартной «внутрисоветской» машины такая Lada-Combi отличалась усиленными стартером и аккумулятором.

С учетом сырого английского климата автомобили еще до окраски кузова проходили дополнительную антикоррозионную обработку, а также два этапа дополнительных осмотров по «чек-листу» – почти четыре десятка операций в первом случае в Центре импорта Lada и 59 контрольных проверок – во втором уже у дилеров на местах.

Кроме базовой версии с 1200-кубовым двигателем ВАЗ-2101, существовало несколько модификаций, отличавшихся между собой двигателями и салонами.

Так, под капотом ВАЗ-21021 стоял 1,3-литровый 69-сильный двигатель от ВАЗ-21011, а вариант с «добавочным» индексом 21021-01 оснащался дополнительно панелью приборов от ВАЗ-2103. А с 1977 года небольшими партиями для экспортных поставок выпускалась «лакшери-двушка» — ВАЗ-21023, которая оснащалась не только салоном от «трёшки», но и полуторалитровым мотором.

В 1971 году собрали менее 200 ВАЗ-2102, но уже в следующем году было выпущено свыше 11 000 «ноль вторых», а в 1973-м – более 46 тысяч экземпляров. В среднем в год производили примерно 8-10% автомобилей этой модели от общего количества Жигулей – то есть, около 50-55 тысяч. В связи с запуском в 1984 году в серийное производство преемницы – ВАЗ-2104 – выпуск второй по счету модели ВАЗ начали потихоньку сворачивать, собрав в 1986 году последние 156 экземпляров. А всего в общей сложности за 15 лет было выпущено почти 667 тысяч «советских Familiare». Интересно, что производство «чистой единички» прекратилось еще в 1983-м, а годом позже перестали выпускать и ВАЗ-2103.

Таким образом, к середине восьмидесятых производственные мощности были практически полностью «очищены» от самых старых моделей в пользу «пятого» семейства, куда входили не только седаны ВАЗ-2105/2107, но и универсал ВАЗ-2104.

Впрочем, кроме новых моделей Жигулей на ВАЗе в то время как раз запускали принципиально новое поколение автомобилей с приводом на передние колеса. Но это уже совершенно другая история.

Первый универсал второй модели: история разработки и судьба ВАЗ-2102

Источник

BMW 8 серии Gran Coupe -роскошное купе и совсем без грима Уборка коттеджей - быстро, эффективно и доступно Первый шоу-рум и сервисный комплекс BMW открылся в центре Москвы На тестах в Нюрбургринге замечен прототип BMW M2 CS BMW M8 2020 почти без камуфляжа

Лента новостей