Что мешает России перейти с бензина на газ?

Что мешает России перейти с бензина на газ?

В очередном нашем опросе, закончившемся вчера, речь шла о перспективах массового перехода транспорта в России на газомоторное топливо. Есть такая перспектива вообще или пора уже забыть о ней, как о квартире каждой семье к 2000-му году?

Сначала на этот раз статистика без комментариев, а потом немножко порассуждаем на тему. За неделю на сайте и в группах "АвтоСреды" в Фейсбуке и ВКонтакте на вопрос Станут ли газомоторные автомобили в ближайшие пять лет массово популярными в России? ответили в общей сложности 362 человека. И расклад получился такой:

Станут, это наш альтернативный путь. Президент сказал! - 5%

Не станут. Без господдержки и льгот это накладно и бессмысленно - 28%

Не станут из-за отсутствия инфраструктуры, а она за 5 лет не появится - 37%.

За 5 лет не станут, а лет за 20 – неизбежно. - 30%

Оптимизм, как видите, у нашей аудитории весьма сдержанный. 30% верующих в газомоторные перспективы далекого будущего - это, конечно, весомо, но за такой срок столько всякого случиться может, от революции технологий до ядерной катастрофы (тьфу-тьфу-тьфу), что всерьез рассматривать 20 лет не стоит. А вот в отношении более-менее понятных пяти лет преобладает явный скептицизм. Уверенность президента в особом газомоторном пути развития России поддерживают не более 5% респондентов. Реалии против веры?

Хотя ведь, если посмотреть в сущность и отбросить идеологическую чепуху, определенная логика в словах ВВП есть. Альтернатива бензину и дизтопливу необходима, тут вопрос выживаемости цивилизации, и альтернатива эта так или иначе будет найдена. Развитые страны склонны видеть альтернативу в электрофикации транспорта. Но для российских огромных территорий с плохими дорогами и отвратительным по большей части климатом такая электрофикация - дело чрезвычайно затратное, рискованное и наверняка малоэффективное. В крупных городах и на европейской части страны еще куда ни шло, но это ведь максимум шестая часть РФ. А остальное?
На газу же ездить стало привычным; климат не влияет; газа у нас пока, слава Богу, как у дурака фантиков; к тому же метан вообще продукт воспроизводимый, а не сугубо полезное ископаемое. Проблема, конечно, есть с инфраструктурой - ну так и под электротранспорт этой инфраструктуры ничуть не больше, так что здесь стартовые позиции примерно одинаковы. У газовой сферы даже получше - по крайней мере, смесь пропан-бутана продается практически по всей стране.

Однако по факту при этом мы видим снижение потребительского интереса к установке ГБО, редкое и штучное производство битопливных моделей, да еще и сокращение выпуска того, что есть. Парадокс? Да нет, всё просто: стоимость дешевого вроде газа втихаря растет чуть ли не опережающими бензин темпами. В первое полугодие стоимость газа на автозаправках России подорожала более чем на треть. Если в начале года на АЗС ценники стояли 16-18 рублей, то сейчас и показатель в 27-28 рублей не удивляет. Водители жалуются, что установка газобаллонного оборудования уже практически не окупается. А это в среднем 30 тысяч рублей для пропан-бутана, для метана и вовсе от 50 до 100 тысяч. (Хотя именно метан - самое экономичное топливо. Но количество заправок крайне ограниченно, а собственной заправкой на огороде можно обеспечить только короткие поездки. То есть сейчас это сродни тем же электромобилям, которые используются на очень короткие пробеги.)

Потом надо еще зарегистрировать оборудование в ГИБДД и никакой тебе гарантии, потому что не "родное" производство. Но это хотя бы понятное обременение, а вот с чего растет цена на газомоторное топливо?

Эксперты говорят о сочетании нескольких факторов, от волатильности курса доллара до состояния заводов, однако нехотя признают, что так или иначе главный фактор - это как в анекдоте: "очень денег хочется". И если никто это хотение жестко не регулирует, а широкой рыночной конкуренции нет - результат предсказуем. И к сожалению, очень вероятно, что дальше ситуация будет только усугубляться, в связи с тенденцией уменьшения пошлины на экспорт. По некоторым прогнозам, к 2024 году она будет снижена до минимума, если не исчезнет совсем. Соответственно, продавать газовое топливо в другие страны для предприятий будет гораздо выгоднее, чем населению собственной страны. Тут вообще может дойти до дефицита, но уж платить-то российские потребители по-любому вынуждены будут больше.

Впрочем, даже с учетом повышения газомоторка сейчас остается примерно раза в два дешевле бензина, при том, что ее расход на километр выше лишь приблизительно на 10%. Но массового отказа от бензиновых двигателей и перехода на газ, думается, все-таки не будет. И из-за роста цен на газ, и из-за дороговизны и хлопотности переоборудования. Кому топливо по деньгам - тому не нужно и экономить на бензине, а те, для кого цены реально кусаются, скорее просто продадут свои машины и пересядут на общественный транспорт, вот и вся альтернатива.

...А уж если какой-нибудь коварный Илон Маск назло российской экономике изобретет такую технологию, чтоб электромобиль стоил не дороже 100 тысяч рублей и беспроблемно ездил при этом на дальние расстояния - тут и любой перспективе перехода на газ кирдык, даже двадцатилетней.

А вы как думаете?

Источник

Соревнование монстров: BMW M5 Competition и BMW M5 с настройкой DMS Монолсот - украинское казино будущего Будет ли BMW делать еще одну серию M, чтобы победить Mercedes-AMG A45 S? BMW 8 серии Gran Coupe -роскошное купе и совсем без грима Швейцарский тюнер выпустил BMW Z4 с 408 л.с. и 620 Нм крутящего момента

Лента новостей