Чтоб всё прозрачно: автомобилям с пробегом пишут историю
За последние пять лет практически все производители обзавелись сертифицированной программой продажи автомобилей с пробегом, почти у каждого есть программы продленной гарантии, стандарты предпродажной подготовки, предусматривающие от 100 до 200 пунктов контроля, – все это серьезные аргументы для потребителя в пользу покупки машины у официального дилера, говорит президент ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Олег Мосеев.
Российский рынок подержанных автомобилей за последнее десятилетие прошел огромный путь в сторону обеления. В крупных городах появилось много дилерских автомобилей с пробегом и дилеры накопили опыт и экспертизу в области проверки технического состояния и юридической чистоты автомобилей, покупатель получает у них больше гарантий.
Главное, что мешает дальнейшему развитию рынка, – это его непрозрачность и повышенные из-за нее риски, полагает Мосеев. Если дилер сомневается в автомобиле, он его не выкупает, что ограничивает рост запасов. Покупатель тоже не хочет покупать автомобиль без истории, продолжает президент РОАД: его волнует и юридическая чистота автомобиля, и его техническое состояние. Одна из главных проблем, мешающих адекватно оценить последнее, – это скручивание пробега. Сейчас, по разным оценкам, на рынке от 15 до 40% подержанных автомобилей продается со скрученным пробегом.Такая ситуация мешает и порядочным продавцам, и покупателям.
Отчасти решить проблему со скрученными пробегами помогают данные о техобслуживании. Есть сервисы, собирающие не только юридическую, но и техническую историю автомобилей.
В 2016 г. «Авито Авто» совместно с крупнейшими дилерами приступила к созданию базы данных «Автотека». Через некоторое время к проекту присоединилась РОАД. Дилеры, выкупающие автомобили с рынка, используют «Автотеку» для их проверки. Сейчас «Автотека» включает не только информацию о юридической чистоте автомобиля (проверку на угоны, ДТП, уплату налогов, залоговую историю), об оплате парковок, наличии неоплаченных штрафов, но и данные о техобслуживании – от прохождения техосмотра до перечня кузовных работ. Эту информацию передают в «Автотеку» партнеры проекта – 1500 официальных дилеров (это почти половина от их общего количества: по данным «Автостата», к концу 2019 г. в стране работало 3323 официальных дилера) и около 500 независимых сетевых техстанций (общее количество сервисных точек, по подсчетам «Автостата», – более 75 000). Последние позволяют получать информацию об обслуживании тех автомобилей, которые после завершения гарантийного срока перестали обслуживаться у официальных дилеров.
Часть данных по автомобилю клиенты могут посмотреть бесплатно, а полный отчет «Автотеки» обойдется им в 129 руб. При проведении регламентных работ техцентры фиксируют пробег и эти данные в «Автотеке» позволяют корректно отслеживать его динамику.
Другие технические данные также помогают принять верное решение при оценке и покупке автомобиля.
Развитие дилерского сегмента рынка автомобилей с пробегом серьезно тормозит так называемый двойной НДС, когда дилер, выкупивший машину у физлица, не может продать ее другому дилеру без уплаты 20% НДС, говорит Мосеев. «Понятно, что при марже в 8% никто выплачивать такой налог не согласится», – отмечает он. В этой ситуации переток подержанных автомобилей из региона в регион почти полностью остается в руках перекупщиков, не уплачивающих никаких налогов. Пока Минфин не соглашается отказаться от двойного НДС, считая, что этот шаг снизит доходы государства.
Остаются проблемы и с юридической историей автомобилей. Например, в базе судебных приставов информация об аресте автомобиля может появиться задним числом, данные о залогах тоже часто приходят с опозданием. «Мы вносим простое предложение: если на момент сделки сведений об обременении автомобиля не было в публичной базе или базе приставов, то оспаривать эту сделку из-за ареста или залога автомобиля нельзя, покупатель должен быть ни при чем», – рассказывает Мосеев. Этим пользуются мошенники: одно физлицо продает другому автомобиль с отсрочкой платежа, покупатель быстро сдает автомобиль в trade-in, а когда обнаруживается информация о залоге, дилеру приходится судиться много месяцев и иногда терять автомобиль.
Сейчас в «Автотеке», по данным РОАД, собрана история более 10 млн автомобилей по техобслуживанию и пробегу и юридическая история по 47 млн автомобилей.
По оценке «Автостата», через «Авито» и auto.ru проходит информация о 90% автомобилей, меняющих хозяина. Исключение составляют только машины, продающиеся по знакомству, без размещения объявления. Сейчас на сайте «Авито» больше 725 000 актуальных объявлений о продаже автомобилей, и в 690 000 из них идет речь о машинах с пробегом.
«Мы наблюдаем существенный прирост количества и качества сервисов, помогающих установить историю обслуживания, пробег, ограничения на регистрационные действия, наличие расчетов по ремонтным работам», – говорит руководитель продаж «Авилон.Автомобили с пробегом» Антон Демкин. Такие сервисы помогают развитию рынка: прозрачная история автомобилей позволяет сформировать адекватное товару ценовое предложение. «У клиента возникает больше доверия к прозрачной сделке, и это положительно влияет на количество продаж».
В 2018 г. «Авито Авто» внедрила проверки продавцов и эта мера дает эффект. Сейчас специалисты ресурса в 14 городах каждый месяц проверяют объявления всех профессиональных продавцов: соответствуют ли имеющиеся в наличии автомобили тому, что указано в объявлении. Проверки проводятся методом случайной выборки, т. е. дата и список проверяемых автомобилей дилеру заранее не известны. На старте процент совпадений был на уровне 75%, сейчас – около 96%. Следующим шагом станет введение в этом году на «Авито Авто» системы рейтингов и отзывов для продавцов автомобилей. Уже сейчас в тестовом режиме ряд дилеров подтвердили свою заинтересованность в объявлениях отзывов покупателей, а в скором времени это станет обязательным.
Рекомендовано к прочтению