«С вами говорит автопилот»: (не)скоро на дорогах

«С вами говорит автопилот»: (не)скоро на дорогах

Развитие электронных систем управления автомобилем удобно отслеживать по приключениям Теслы. На американской компании «висит» множество судебных исков по авариям, вызванным некорректной работой комплекса Autopilot — постоянно совершенствуемого набора из нескольких электронных ассистентов водителя.

С другой стороны, по статистике Теслы, при пользовании автопилотом аварийность снижается. Ничего удивительного, впрочем: автопилотом пользовались, в основном, в благоприятной дорожной обстановке.

Часть нештатных ситуаций вызвана откровенной глупостью водителей. Полагая, что автопилот сам довезет, некоторые забавляются телефоном или просто спят во время поездки.

Сначала власти Германии, а затем и власти США рекомендовали Тесле отказаться от слова Autopilot в названии системы. Исследование американского Института дорожной безопасности (IIHS) в 2019 году показало, что такой термин действительно расхолаживает. Представители Теслы отвечают, что если люди не читают инструкцию по эксплуатации и вдобавок нарушают правила дорожного движения, то это не проблема компании.

Но фирме всё равно никуда не деться от сотен жалоб на неадекватное торможение, неравномерные изменения скорости, пугающие отклонения от полосы движения, неспособность остановиться перед препятствием, неожиданные повороты и попытки без надобности включить задний ход.

С 2014 года Tesla обновляла программное обеспечение ассистентов вождения около тридцати раз. При этом на сайте Теслы по-прежнему утверждается принцип «Full Self-Driving Capability» — полной возможности самостоятельного вождения. И не поспоришь: если НЕ включать автопилот, вождение действительно будет полностью самостоятельным.

Многие эксперты считают, что полностью беспилотный автомобиль не состоится никогда, поскольку слишком много естественных ограничений: ему нужны определенные скорости и плотность потока, хорошая погода и четкая разметка. Скажем, снег, засыпавший разметку, сделает автоматику беспомощной.

Однако фирма Bosch заявила год назад, что все технологические проблемы разрешены, а процесс тормозят противоречивые законы, которые серьезно различаются в Европе, США и Азии.

Системы Tesla Autopilot или Cadillac Super Cruise — всего лишь второй уровень, как и прочие разработки, внедренные серийно (Nissan ProPilot Assist, Volvo Pilot Assist и другие). При таком оснащении руки с руля снимать нельзя или можно лишь кратковременно и в определенных условиях. Собственно говоря, и при третьем уровне в большинстве стран мира нельзя — это запрещают ПДД.

Московский автодорожный институт в союзе с РОСДОРНИИ провел ряд экспериментов и выявил семь ситуаций, при которых беспилотник, опираясь только на свои рабочие системы, не может самостоятельно избежать аварии.

Среди них, например, обгон габаритного препятствия с выездом на встречную полосу двухполосной дороги. Беспилотнику нечем «посмотреть», что там впереди за фурой, прежде чем начать гарантированно безопасный маневр. Схожие трудности вызывают объезд мест проведения ремонтных работ, преодоление нерегулируемых перекрестков с недостаточной видимостью и сужений двухполосной дороги до одной полосы.

Частично эти проблемы можно решить по мере развития систем коммуникации между автомобилями (Сar-to-Сar): фура подсказала бы всем о ситуации впереди нее. Для этого требуется «однородность среды»: чтобы весь транспорт поголовно был оснащен системами обмена данных. А для выхода на пятый уровень требуется еще и коммуникация с дорожной инфраструктурой (Car-to-Infrastructure). Грубо говоря, везде и повсюду должны стоять внешние устройства, передающие беспилотникам недостающие сведения о дорожной обстановке. Наверное, это достижимо в рамках одной магистрали или одного города, но вряд ли рационально для всей дорожной сети. На планете — и особенно в больших странах вроде России — неизбежно останутся места, где водитель вынужден управлять сам.

Критики считают, что дальнейшая автоматизация — зло. Автопилот четвертого уровня, в теории, позволит водителю не обращать внимание на дорогу до 90% времени поездки. Так мы воспитаем армию водителей с недостатком опыта вождения, но при этом обязанных внезапно «включаться» в наиболее сложных ситуациях, когда автопилот бессилен.

А в некоем будущем, когда автопилоты станут обычным оснащением, в главный источник опасности превратятся водители, склонные получать удовольствие от вождения своими руками. Даже через тридцать лет на дорогах останутся машины, не оснащенные автопилотами. Функция Car-to-Car с ними работать не сможет, так что окружающему транспорту останется только оповещать своих хозяев: осторожно, на дороге непредсказуемый элемент! Или удовольствие от вождения законодательно запретят?

Источник

Mercedes AMG GT 63 S мощностью в 880 л.с. 740Ld xDrive Individual – роскошный флагман 7-й серии Появились первые рендерные изображения BMW M3 в кузове G80 BMW i3 Urban Suite: мобильный офис Самый быстрый универсал в мире Alpina B5 Bi-Turbo

Лента новостей