Сцепление и… ударопрочность — как я выбирал шины для быстрой тачки
На быстрых автомобилях и шины изнашиваются быстро. Тем более когда участвуешь в соревнованиях (хоть и любительских). Гоняться я начал еще лет двадцать назад — с подъема на холм на Воробьевых горах. И не закончил до сих пор. Впрочем, и не собираюсь заканчивать. В сезон (летом) стараюсь участвовать в гонках хотя бы пару раз в месяц.
На STI пробовал разные марки и модели шин, пока не поставил Bridgestone Potenza S001. Они меня устроили и по цене, и по характеру: никакие предыдущие шины не обеспечивали такого сцепления с покрытием, как «Бридж». На любой дороге и в любую погоду. Удивительно, но при этом и ресурс шин оказался на высоте. Такое сочетание свойств меня очень порадовало.
Когда купил BMW, вопрос с маркой шин уже не стоял — Bridgestone, однозначно. Выбирал только модель, ориентируясь, в первую очередь, не на рекламные материалы и шинные тесты, а на отзывы реальных людей.
Мне нужно было подобрать разноширокие шины. На переднюю ось — 225/40 R18, на заднюю — 255/35 R18. Выбрал Potenza Adrenalin RE004 с индексом скорости W XL. В России эту модель начали продавать в прошлом году. Вот что писал «За рулем» накануне старта продаж: «Линейка Potenza уже зарекомендовала себя в России — в частности, шина Potenza Adrenalin RE 003 хорошо отметилась в нашем тесте летних 17-дюймовых шин пару лет назад. Модель позиционируется как премиальная с ярко выраженным спортивным характером, и новое поколение, судя по всему, продолжает следовать этой линии».
Разумеется, сейчас я знаю об этой шине немало. Она предназначена для наиболее динамичных версий легковых автомобилей. Протекторный рисунок содержит широкое сплошное продольное ребро в центральной части. Еще одна отличительная особенность дизайна — А-образная форма дренажных канавок, ограничивающая подвижность центральных блоков, что улучшает сцепление.
Жесткость боковин существенно увеличена, а брекер под плечевыми зонами усилен нейлоновыми лентами, это позволяет шине безболезненно переносить экстремальное ударное воздействие.
Состав резиновой смеси аналогичен тем, что используется Bridgestone при изготовлении спортивных шин для шоссейно-кольцевых гонок. И судя по поведению шины, эта фраза — не рекламная уловка.
В интернете полно доморощенных критиков. По шинам всех марок и моделей (даже премиальным) ездят паровым катком. У этих «держак» в +30 слабоват, эти на 160 «всплывают» и так далее… Удивительно, что Bridgestone Potenza Adrenalin RE004 практически не ругают. Средняя оценка — 4.8, ближе к «отлично». Единственный минус, который находят, — шумность. Как по мне, так это самый субъективный параметр при оценке шин, а во-вторых, спортивные шины с усиленными боковинами и не обязаны быть тихими. Наконец, в-третьих, и ставят их не на самые тихие машины (мягко говоря).
Мои оценки вышли разнообразными:
Если выделять главные качества шины, я назову великолепное сцепление и на сухой, и на мокрой дороге и ударопрочность. Усиленные боковины — то, что нужно не только на спортивных трассах, но и на обычных дорогах.
Я никак не оценивал экономичность и не возьмусь это делать: на моей 306-сильной машине при всем желании расход топлива не может быть низким. И насколько в этом расходе «виноваты» именно шины, сказать невозможно.
После «обкатки» шин (по городу — в пределах скоростного лимита, через «лежачих» — на 20 км/ч, по трассе — в пределах +20 к разрешенной скорости) отправился на первые в сезоне соревнования.
Автомобили там делились на классы Extra Light, Light, Medium, Advanced, Sport, Unlimited. Последний — очень серьезный, это подготовленные спортивные автомобили на трековой резине. Я на BMW выступал в классе Sport. На слаломной трассе занял второе место. На первом месте оказался Peugeot 208 GTi — со снаряженной массой 1160 кг. Недаром говорят, что слалом — картинг для взрослых. И побеждают в нем, как правило, хот-хэтчи. BMW со снаряженной массой 1810 кг тягаться с «малышом» чуть за тонну трудно.
С чем еще ассоциируется слалом? Со свистом шин в виражах и запахом резины. Но свист значит, что пилот перебрал со скоростью и шины близки к потере сцепления с покрытием. Еще хуже — запах жженой резины. Это явный признак грубой ошибки в скорости. Надо сбрасывать.
Формат любительских соревнований смены резины не предполагает. На чем приехал — на том и выступаешь. И на том же едешь домой. То есть шины, помимо спортивных качеств, должны обладать еще и немалым ресурсом. Сейчас мои «Бриджи» пробежали больше 10 тысяч км (пошел второй сезон). При относительно спокойной езде их хватит на три сезона. Как минимум.
Рекомендовано к прочтению