Вернуть автомобиль дилеру – это возможно? Да, но есть нюанс
Существует мнение, что если автомобиль куплен в салоне, а пробег на одометре близок к нулю, то неисправностей не будет в течение гарантийного срока. Однако это не так. При анализе судебной практики очень легко найти десятки и сотни гражданских споров между покупателями и автосалонами. Чаще всего они возникают из-за недостатков нового автомобиля.
Автомобиль является технически сложным товаром, в отношении которого действуют особые правила. Так, машину нельзя возвратить продавцу, если после покупки она вам разонравилась, как, например, футболку.
Но есть и другое правило: если вы выявите любые дефекты нового автомобиля в течение первых 15 дней, то его можно будет вернуть дилеру. При этом цена должна пересчитываться на дату возврата.
Все эти нормы прямо закреплены в законе. Однако в реальности будьте готовы к тому, что придется доказывать наличие дефектов у автомобиля, долго взаимодействовать с представителями автосалона или даже обращаться в суд.
Законодательство в сфере защиты прав потребителей предусматривает, что недостатки могут быть существенными и несущественными. Главный критерий — мешают ли они использовать автомобиль по назначению.
Четкого перечня, который прямо относил бы конкретные неисправности к вышеуказанным группам, нет. Но судебная практика выработала определенные критерии.
Так, к существенным недостаткам чаще всего относят:
Несущественные недостатки не мешают эксплуатировать автомобиль по прямому назначению. К ним можно отнести, например, дефекты кожи на сиденьях или мелкие трещины лакокрасочного покрытия.
Как указывалось ранее, критерии отнесения неисправностей к конкретной группе размыты. Поэтому определять их характер необходимо в каждом случае отдельно. Так, например, неработающая система мультимедиа для одних автомобилей будет серьезным дефектом, а для других — нет. Все зависит от степени ее участия в управлении функциями автомобиля.
Закон о защите прав потребителей предусматривает, что при выявлении недостатков вы можете потребовать:
Однако к ряду из указанных выше требований применяются особые правила. Так, потребовать возврата денежных средств или замены автомобиля можно в случаях, если:
Важно помнить, что цена автомобиля перерасчитывается на актуальную дату, если вы решили потребовать возврата денег. Например, если автомобиль теперь стоит дороже, то вам вернут больше, чем вы заплатили изначально.
— Когда гражданин покупает легковую машину, то в отношениях с автосалоном он получает статус потребителя. Это дает дополнительные гарантии защиты прав и уравнивает положение гражданина (слабой стороны договора) с продавцом (сильной стороной договора). Чтобы указанные выше гарантии работали, необходимо соблюсти определенный алгоритм действий.
Одного факта наличия недостатков у автомобиля мало. Необходимо довести эту информацию до сведения продавца. На этом этапе главной ошибкой будет обращение к дилеру по телефону. Звонок не имеет юридической силы, даже если он записан на диктофон. Лучше составить претензию, в которой будет детально отражена суть неисправностей, а также содержаться одно из требований, о которых мы говорили выше.
Претензия должна быть направлена на юридический адрес автодилера по почте заказным ценным письмом с описью вложения. В ней четко укажите, какой документ отправляется, и кратко опишите содержащиеся требования. Это будет являться доказательством того, что вы соблюли претензионный порядок. Ведь если ваши требования не будут удовлетворены добровольно, то суд взыщет в вашу пользу штраф в размере 50% от всех присужденных сумм. Далее можно будет взаимодействовать с автодилером любым удобным вам способом. Так как факт наличия недостатков автомобиля уже будет зафиксирован со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Помните о том, что автомобиль считается крупногабаритным товаром, поэтому за его транспортировку до места ремонта или обратно в салон обязан платить продавец. Если услуги эвакуатора оплачивали вы, то их стоимость должна быть возмещена.
Обычно автодилеры стараются не доводить дело до суда, так как за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя их штрафуют на суммы в размере 50% от всех присужденных возмещений.
Если претензия была направлена, но никаких активных действий дилер не предпринимает, то стоит обращаться в суд за защитой своих прав. Учтите, что данный процесс является сложным, требующим специальных знаний. А на стороне автодилера, в большинстве случаев, выступает профессиональный юрист.
Чтобы не допускать ошибок, рекомендуем обращаться к профессионалам. Стоит поискать компанию, которая специализируется на защите прав потребителей. И помните, что судебные расходы можно взыскать с ответчика. К ним относится, например, стоимость услуг вашего представителя.
Рекомендовано к прочтению