Путин поздравит АВТОВАЗ с 50-летием на 4 месяца раньше срока
Те, кто жил в СССР, прекрасно помнят, что даже в поздние советские годы все производственные и иные достижения привязывали либо к Первомаю, либо к очередной годовщине Великой октябрьской революции. Но 50 лет назад, в 1970 году, повод для торжеств был покруче – 100-летие Ленина! Как говорится, такое бывает только раз в жизни. Конвейер Волжского автомобильного завода просто обязаны были пустить именно к этой дате – 22 апреля 1970 года, а в случае неудачи – развеять сомнения общественности в обратном. И что вы думаете – развеяли!
1966 год. С фирмой Fiat заключено Генеральное соглашение о постройке в СССР автомобильного завода-гиганта с выпуском доработанной модели Fiat-124. В Приложении №1 к Генеральному соглашению добавляют и «Техническое задание Министерства автомобильной промышленности на автомобиль №1» с его технической характеристикой. Вероятно, подписанты с нашей стороны уже держали в голове грядущее 100-летие, по крайней мере ещё на переговорах Министр автомобильной промышленности СССР Тарасов высказал итальянцам пожелание начать выпуск автомобилей в 1969 году: всё-таки В. И. Ульянов появился на свет в апреле, а не в декабре, так что год запаса явно был не лишним. Очень скоро стало понятно, что именно пуск завода зарубежной фирмы, укомплектованного по большей части зарубежным оборудованием для выпуска зарубежной машины, станет главным достижением страны победившего социализма в год 100-летия её основателя.
Давайте разбираться, когда заработал Волжский автомобильный завод, то есть когда заработал конвейер? В нынешних тольяттинских «методичках» пишут: «19 апреля с главного конвейера завода сошли первые шесть пилотных автомобилей ВАЗ-2101». Из этой фразы следует, что к заветной дате конвейер уже работал, и если не «товарные», то хотя бы «пилотные» машины на нём собирали.
Чтобы погрузиться в вопрос, отправимся в подмосковные Химки, где на Библиотечной улице располагается филиал Российской государственной библиотеки. Здесь в «Отделе газет» хранятся номера заводских многотиражек, среди которых есть и газета ВАЗа «Волжский автостроитель». Как и все подобные издания того времени, она полна статей с идеологическим уклоном и пафосных производственных репортажей – «Симфония труда», «Ленинская трудовая вахта», «Шассисты идут к цели», «Наш труд – тебе, партийный съезд!», но встречаются и заметки «на злобу дня», и бытовые зарисовки, и просто отклики неравнодушных заводчан. Темы – всякие разные, в том числе и по монтажу оборудования, и отставанию от графика монтажа.
В начале января 1970 года настрой публикаций ещё очень боевой, и уверенности в пуске конвейера ко дню рождения Ленина – хоть отбавляй. Из некоторых статей видно, какой годовой план изначально ставили заводу. Вот «Письмо строителей, монтажников и эксплуатационников, занятых на сооружении цеха колёс главного корпуса ВАЗа»: «Вступая в год славного юбилея Ленина и стремясь отметить столетие со дня рождения вождя новыми производственными достижениями, мы заверяем, что решение партии и правительства о выпуске первых 30 тысяч автомобилей, запланированных Волжскому автозаводу на 1970 год, будет выполнено». Попутно строители и монтажники предлагают «каждый день до 22 апреля сделать ударным». Увы, не помогло.
Согласно Объяснительной записке к годовому отчёту ВАЗа за 1970 год, именно из-за отставания с пуском конвейера план и был сорван. Завод в 1970 году изготовил только 21 530 машин, поэтому вместо штук в Годовом отчёте отчитались рублями: «Установленный заводу на 1970 год план реализации и выпуска товарной продукции выполнен. Объём реализации составил 87 657 тысяч рублей или 103,4% к плану, объём товарной продукции – 96 990 тысяч рублей или 105,7% к плану». Здесь нужно иметь в виду, что к продукции ВАЗа относятся не только автомобили, но и «запасные части», «нестандартное оборудование», «литьё, поковки и штамповки».
А вот уже производственная зарисовка конца января: «Мы подошли к контрольному приспособлению, где находилась сжатая в тисках-размеринках первая сваренная крыша автомобиля». Главный энергетик бригады шеф-монтажников Владимир Король докладывает: «Первую крышу сваривали два дня», при этом «первый сваренный целиком кузов» ожидается в феврале – пока сварщики орудуют вручную. Далее автор снова призывает считать каждый день, оставшийся до 22 апреля, ударным: «К 22 апреля во всех цехах сборочно-кузовного производства должна полным ходом идти пусконаладка».
Через три дня, 31 января многотиражка публикует на первой полосе материал «На тормозах», который вполне себе тянет на передовицу. Автор рассказывает о проблемах цеха крупной штамповки: «из 83 штампов укомплектовано 38, значит 38 деталей уже можно отлаживать». Но нет, отладка не начинается, и из текста нельзя понять, почему: «начать столь ответственное дело нельзя без подготовки тылов». Какие тылы, о чём речь? Оказывается, «лаборатория входного контроля не готова» к тому, чтобы «подвергнуть анализу» более 600 тонн металлического листа. Далее – снова про какие-то тылы: «в горячке монтажных работ руководители производства забыли о тылах. Пусть это будет необходимым уроком для других производств». Затем и вовсе интересно: «Пройдёт немного времени, и выйдут на старт цехи мелкой и средней штамповки. Но состоится ли старт вовремя, трудно сказать. Пока дела обстоят неважно». Для тех, кто умел читать между строк, а в СССР таких проницательных читателей – почти вся страна, было ясно, что положение с графиком пуска – критическое, хотя каждый день, как мы помним, был не простым, а ударным.
11 февраля – ещё одна передовица: «Социалистические обязательства Волжского автозавода». Среди прочих обязательств есть и такой пункт: «выпустить до конца года 27 500». Значит, план урезали, потому что ещё в начале года хотели изготовить 30 000. Вот и ещё обязательства: «к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина задействовать технологическую цепочку, обеспечивающую производство чёрного кузова», «приступить к выпуску двигателей, начать производство автомобилей на главном конвейере с июля 1970 года». Короче говоря, в этот момент «наверху» всем стало окончательно понятно, что к 22 апреля конвейер не пустить, поэтому соцобязательства переписали. 14 февраля газета пишет о заседании партийно-хозяйственного актива завода, где пункты, перечисленные в передовице, были закреплены: до конца года выпустить 27 500 автомобилей, сборку начать в июле. Итак, по состоянию на середину февраля конвейер уже точно не планируют пускать к дню рождения Ленина, то есть к 22 апреля.
Как мы сказали, газета изобиловала публикациями о недостатках строительства, для чего было предусмотрено несколько рубрик, в частности, «Рейд комсомольского прожектора»: «Механосборочное производство начало монтаж комплекса “мотор” и встретилось с очень большими трудностями. Дело в том, что на базе №2 ящики нагромождены в пять этажей, и для того, чтобы достать тот или иной ящик, нужно потратить очень много времени». К примеру, шесть ящиков из двадцати семи от автоматической линии № 613 023 32 не могут найти уже три дня: «многие ящики завалены металлоконструкциями, баками».
28 февраля «Волжский автостроитель» пишет о планах сварить в марте 100 кузовов, из которых 50 отдать в окраску, благо уже потихоньку налаживается штамповка деталей для чёрных кузовов, хотя штампуют ещё далеко не все детали: «Бригада Валентина Петровича Мочалова из цеха №28 быстро ведёт отладку 1, 5, 7 и 11 линии крупных прессов. В марте все они должны вступить в строй и выдать первый комплект деталей для сварки чернового кузова».
1 апреля на первой полосе заводской многотиражки редакторы дают подборку заметок под общим названием «Тревожный сигнал. График монтажа под угрозой срыва». В чём же дело? В. Климов, и.о. начальника цеха «Мотор-1», сообщает, что в его цехе уже должны были «ввести в монтаж» 154 единицы оборудования, в том числе девять автоматических линий по обработке деталей двигателя, но ввели только 27. Почему? А негде монтировать – строители не сдали помещение! Но и там, где уже можно было бы приступить, «монтаж сдерживается из-за медленного завоза оборудования».
Та же история с цехом «Мотор-2». В цехе «Мотор-3» монтаж вообще невозможен из-за отсутствия чистовых полов, хотя «на пусковой комиссии ставился вопрос о том, чтобы к юбилею В. И. Ленина прокрутить конвейер». В тех местах, где оборудование уже смонтировали, работы всё равно не могли начать. Скажем, в ремонтно-кузнечном цехе не было нужного металла, притом что ненужного – завались: «…на наших складах скопилось почти 250 тонн металла. Неликвидный металл накапливался в течение вот уже полугода». И всё-таки оборудование, пусть и с опозданием, но вводили в строй. 11 апреля наконец-то состоялся пробный пуск автоматической линии бондеризации и грунтовки: в тот день загрунтовали 16 кузовов, и 13 апреля черновые кузова впервые пошли в окраску.
22 апреля. «Волжский автостроитель» вышел с «шапкой» «Ленин с нами!». О пуске конвейера – ни слова. К этому времени не было ни конвейера, ни доведённого до этого конвейера «объекта производства». Вместе с окончанием ленинской вахты со страниц многотиражки практически исчезли заметки на юбилейную тему. Правда, ближайшие два месяца тут же объявили «ударными», надеясь завершить за этот срок строительно-монтажные работы «на пусковом комплексе ВАЗа». 20 мая газета сообщает, что «коллектив сборочно-кузовного производства вышел на финишную прямую завершения пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию цехов сварки и окраски».
В начале лета постепенно, не без боя, продолжился ввод в строй всё новых корпусов и цехов. 8 июля «Волжский автостроитель» публикует очередную передовицу с заголовком «Каждый день – ударный», которая начиналась словами: «Всё ближе и ближе день, когда будет запущен главный сборочный конвейер. Сейчас во всех цехах, подлежащих сдаче в эксплуатацию, идёт комплексная пуско-наладка автоматических линий, агрегатов, прессов, станков и автоматов, а также опробование энергетического оборудования». В середине июля кузнецы цеха №14 только-только выдают первую поковку, и 14 июля на ВАЗе изготавливают первый шатун.
29 июля на первой полосе приковывает внимание заметка «На старте»: «Идёт упорная работа, приближая день рождения Волжского автозавода». То есть по состоянию на конец июля завод ещё не «родился», но роды близко: 30 июля в цехе «Мотор-3» механосборочного производства собирают первый двигатель. «Не все ещё детали сделаны на нашем заводе, но большинство – всё-таки наши». И только 5 августа «Волжский автостроитель» сообщает, что с Главного конвейера №1 наконец-то сошёл первый автомобиль, а далее – «Опробование главного конвейера начинается. И недалёк тот день, когда наши волжские автомобили побегут по дорогам необъятной Родины».
Куда направляются эти автомобили? Они идут на контроль, о чём мы узнаём из записки министра Тарасова на имя Зампредседателя Совета Министров СССР Новикова: «В связи с необходимостью тщательной проверки качества выпускаемых автомобилей ВАЗ-2101 и комплектующих изделий с самого начала выпуска и отсутствием в 1970 году на ВАЗе и заводах-смежниках необходимого стендового оборудования прошу Вашего указания о выделении из первой производственно-наладочной партии автомобилей ВАЗ-2101 и некоторых агрегатов». К письму Тарасов прилагает перечень из 43-х позиций.
Итак, конвейер на ВАЗе пустили именно в августе, что подтверждает и упомянутая Объяснительная записка по годовому отчёту за 1970 год – самый что ни на есть официальный заводской документ, с которым мы ознакомились в Российском государственном архиве экономики: «С августа на первой технологической линии при работе в одну смену начат выпуск автомобилей ВАЗ-2101 (“Жигули”)». В первый месяц выпущено 1502 товарных машины со средним темпом 58 штук в смену. В декабре в среднем за смену выпускали уже по 250 машин.
Однако откуда взялась история о пилотных машинах, изготовленных на конвейере 19 апреля 1970 года? В номере «Волжского автостроителя» за 30 декабря 1970 года на второй полосе обнаруживаем заметку «Время вперёд!». «В ночь с 18 на 19 апреля коллектив цеха приступил к пробной сборке автомобилей из итальянских деталей и узлов. Это был торжественный момент. Люди соскучились по своей работе и с большим желанием приступили к ней. Ставилась задача: в процессе пробной сборки выявить недостатки в работе оборудования и устранить их».
Можно, конечно, иронизировать по поводу «соскучились настолько, что пришли собирать ночью», да ещё и в выходные: 18 апреля 1970 года выпало на субботу, а 19 – на воскресенье, вот как соскучились! Правда, нужно отдать должное автору статьи В. Сафонову, кстати, заместителю начальника цеха №45-3: он ни словом не упомянул, что сборка этих автомобилей проходила на конвейере: это была ручная сборка на черновых кузовах, но составители нынешних тольяттинских «методичек» исправили «оплошность» Сафонова.
50 лет с момента пуска завода – дата важная: всё-таки АВТОВАЗ у нас один такой, недаром на торжества планировал приехать Президент РФ, по крайней мере так нам говорили на заводе. Как известно, в настоящее время главнокомандующий неустанно борется с вирусами – найдётся ли время посетить Тольятти? Даже если нет, поздравительную телеграмму наверняка пришлёт! Правда, непонятно, с чем нынче поздравлять: то ли со 150-летием Ленина, то ли с обретением независимости Гамбии, то ли с выводом американских войск из Вьетнама. С пуском конвейера точно поздравлять не нужно: в те далёкие апрельские дни 50 лет назад конвейер на ВАЗе не просто не работал, а даже не был смонтирован. Что символично, обездвижен он и сегодня...
Рекомендовано к прочтению
- Роботизированные займы: Инновации в финансах
- Зимние шины Pirelli как ключ к уверенной езде в Москве
- 25 лучших автомобильных и технических музеев Москвы: подробный гид
- Забытые ошибки и их разрушительные последствия в мобильной разработке
- Комиссии за вывод средств на Bybit: как минимизировать затраты при выводе криптовалюты