«Климент Ворошилов» — история танка, который встретил немцев

«Климент Ворошилов» — история танка, который встретил немцев

К середине 30-х годов Советский Союз, казалось бы, обеспечил себя танками — быстроходные БТ, Т-26 для сопровождения пехоты и даже многобашенные монстры для усиления на самых важных участках — Т-28 и Т-35.

Все изменила гражданская война в Испании — а вернее, накопленный в ее ходе опыт. Оказалось, что современная противотанковая артиллерия, состоящая, в основном, из 37-миллиметровых пушек, оказалась достаточно скорострельной, дешевой и эффективной: «тонкобронные» танки прошивает довольно легко. Вывод был неутешительный — танковые войска оказались слишком уязвимы. Придется усиливать броню.

Вначале пытались обойтись малой кровью — «нарастить» толщину брони в пятибашенном Т-35. Не вышло — модернизационные ресурсы конструкции были исчерпаны. Получалось нечто монструозное и неповоротливое, весом едва ли не под сотню тонн. Надо было искать другое решение.

Новый танк, названный КВ («Климент Ворошилов»), подоспел как раз к Зимней войне. Он проходил испытания в Ленинградской области вместе с двухбашенными СМК и Т-100. Военные не стали упускать возможность и отправили прототипы тяжелых танков на войну — посмотреть, как поведут себя в боевой обстановке.

Для прототипа КВ война началась 18 декабря 1939-го. Танк перебросили на участок финляндского направления с сильной противотанковой обороной — на направлении атаки уже подбили несколько Т-28. Едва КВ выехал на открытое пространство, на него градом посыпались 37-миллиметровые снаряды.

Но 75-мм броня выдержала. Танк пережил 9 попаданий, ни одно из которых его не пробило. Правда, один выстрел вывел из строя орудие, и атаку пришлось прекратить. После этого танкисты отбуксировали в тыл один из подбитых Т-28, и на этом испытания закончились.

Танк успешно пережил обстрел. Несколько раз наезжал на финские мины — но их мощности оказывалось недостаточно, чтобы полностью порвать траки. КВ продолжал двигаться. Результат проверки оказался настолько впечатляющим, что на вооружение танк приняли на следующий же день.

Специфика советско-финляндской войны породила модернизированную версию танка — КВ-2. Особенность машины заключалась в более массивной башне, где располагалась не 76-мм пушка, а 152-мм гаубица — для борьбы с бетонированными укреплениями противника. Впоследствии произвели более 400 таких «здоровяков».

Но принять на вооружение — одно, а массовое и беспроблемное производство — совершенно другое дело. Новый КВ был танком довольно сложным с конструктивной точки зрения, и освоение его производства шло довольно медленно.

Помимо десятков сравнительно мелких поломок, машина имела проблемы с коробкой передач, воздухоочистителем, трансмиссией, системой охлаждения двигателя. Качество покидавших заводские цехи КВ было низким. Звучали даже предложения приостановить выпуск, чтобы подтянуть надежность, но от этой идеи отказались. Война была на пороге, и надо было успеть подготовить как можно больше любых танков — а проблемы с надежностью решать уже на месте, в войсках.

На эффективности КВ сказывался и человеческий фактор. РККА предвоенного времени увеличивалась семимильными шагами. Это порождало дефицит квалифицированных экипажей. Не хватало и бронебойных снарядов для 76-мм пушки. Но даже с учетом всех этих факторов противник из КВ все равно был крайне серьезный.

Противотанковая оборона с танком КВ тоже не могла совладать. В некоторых случаях наши машины по ней просто катались, давя матчасть и расстреливая солдат противника.

Правда, не стоит думать, что КВ был неуязвим — неприятельские танки могли использовать сложные в производстве и дорогие подкалиберные снаряды и, обойдя тяжелый танк сзади, основательно «попортить ему шкуру». Еще немцы могли использовать 88-мм зенитки — в будущем это орудие поставят на «Тигр» — и расстрелять КВ даже с дальних дистанций. Ну, или вызвать пикирующие бомбардировщики «Штука» — точность их бомбометания позволяла результативно бороться с танками. Поэтому бой с таким опасным противником, как части вермахта, требовал изрядного мужества и умения от экипажа КВ.

С 1942 года в РККА систематизировали опыт использования КВ. Вывод был, казалось бы, логичный — есть проблемы из-за того, что танк слишком тяжелый. При этом для большинства условий бронирование оказывалось избыточное. Оптимальный выход — облегчить машину, повысив надежность и маневренность КВ.

Облегченную модификацию назвали КВ-1С — «скоростной». Масса снизилась с 47 до 42 тонн, скорость выросла на десяток километров в час. Повысилась и надежность агрегатов за счет того, что нагрузка на них заметно сократилась.

Увы — не учли только реакцию немцев. Те тоже делали выводы из кампании 1941 года. КВ в вермахте изучили и приняли меры для борьбы с ним. В Германии затеяли массовое перевооружение танковых войск и противотанковых орудий. Росли калибры, удлинялись стволы орудий — возрастала скорость, масса и, как следствие, бронепробиваемость снарядов.

С лета 1942 года перевооруженный вермахт получил возможность успешно бороться с КВ — причем на этот раз и без привлечения громоздкой зенитной артиллерии или вызова люфтваффе. А облегченный КВ-1С сделал ситуацию еще хуже — «шился» он легко, а делать его было сложнее, чем тот же Т-34. В итоге производство этой модификации быстро прекратили.

КВ славно послужил стране. Он стал одной из крепких опор в самое тяжкое время — 1941 год. Но прогресс на большой войне двигался быстро — и КВ устаревал так же, как и другие образцы оружия. Настало время разработать принципиально новую машину — на смену «Климу Ворошилову» спешил «Иосиф Сталин».

Источник

Требования к обеспечению транспортной безопасности BMW X1 Facelift 2019 года Монолсот - украинское казино будущего Все возможности для завораживающей игры - вулкан казино официальный сайт Новый гоночный BMW M2 CS Racing: на что он способен?

Лента новостей