Татарстан подготовил закон о беспилотниках для всей России
20 февраля в Госдуму будет внесен проект федерального закона «Об инновационных транспортных средствах», который разработан для регулирования движения беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Законопроект подготовили власти Татарстана, в Госсовете республики говорят о необходимости формирования нормативной базы, «направленной на обеспечение безопасной эксплуатации инновационных транспортных средств».
Применяемые в беспилотниках системы, согласно общепринятой классификации SAE (Society of Automotive Engineers — Ассоциация автомобильных инженеров США), делятся на пять уровней, где первый — «помощники» водителя (круиз-контроль и системы предупреждения схода с полосы), а пятый — полностью автономные системы, способные перемещаться без вмешательства водителя. Законопроект нужен для появления на дорогах автопилотов пятого уровня.
В документе прописано, что беспилотные и иные «инновационные» авто должны быть зарегистрированы в ГИБДД и застрахованы. Минимальную страховую сумму, в пределах которой собственник возместит вред при ДТП, установит правительство РФ. Машина должна быть защищена от «неправомерного доступа» и «неправомерного воздействия». ДТП и «чрезвычайные ситуации техногенного характера» с участием инновационного транспорта станут расследоваться по особым правилам. Предполагается, что в ходе поездки будут непрерывно регистрироваться все основные параметры работы автомобиля, в том числе поступающие от «органов технического зрения и со стороны водителя, оператора и третьих лиц». Водитель обязан иметь российские права, а также «документ, подтверждающий право на управление» автономным автомобилем (правила допуска установит правительство РФ). Изменения также будут внесены в законы «О безопасности дорожного движения», «Об ОСАГО», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
Напомним, что беспилотники уже ездят по российским дорогам — в экспериментальном порядке. Легальный статус эксперименту обеспечивает постановление правительства РФ №1415 от 2018 года (продлится до 1 марта 2022-го). Разрешение для участия в проекте получили 96 беспилотников компании «Яндекс» (на базе Toyota Prius и Hyundai Sonata) и один автомобиль Московского автодорожного института (МАДИ) на базе Hyundai Solaris. Операторы за рулем этих авто лишь подстраховывают компьютер: машины следуют по маршруту самостоятельно.
Инициатива властей Татарстана с подготовкой законопроекта объяснима — расположенный в республике завод КАМАЗ уже пять лет на федеральные субсидии разрабатывает беспилотные технологии для грузовиков и автобусов. Кроме того, Татарстан — один из регионов, где допускается экспериментальное тестирование автопилотов по постановлению правительства РФ № 1415 от 2018 года.
Отметим, еще в 2016-м ГИБДД призывала начать подготовку нормативной базы для беспилотников. В 2017 году экс-министр транспорта Максим Соколов анонсировал «пакетное изменение законодательства с целью обеспечить допуск беспилотных автомобилей на дороги», но документа подготовлено не было. В мае 2019-го глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев внес в парламент законопроект «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств», но в сентябре его отозвал.
Рекомендовано к прочтению
- Роботизированные займы: Инновации в финансах
- Зимние шины Pirelli как ключ к уверенной езде в Москве
- 25 лучших автомобильных и технических музеев Москвы: подробный гид
- Забытые ошибки и их разрушительные последствия в мобильной разработке
- Комиссии за вывод средств на Bybit: как минимизировать затраты при выводе криптовалюты