6 нескучных фактов о самом (пожалуй!) неординарном автобусе СССР
Двухступенчатую гидромеханическую коробку специалисты ЛАЗа разработали совместно с НАМИ.
Ее планировали устанавливать на ЛАЗ-695. Но возникла проблема — агрегат получился очень тяжелым. Ставить его в заднюю часть автобуса, которая и так перегружена, было нельзя. Ведь там же располагался и двигатель.
Зато у переднемоторного ЛиАЗ-677, которому и достался этот автомат, такой проблемы не было. Двигатель, автомат и ведущий мост равномерно распределили нагрузку по кузову.
Одним из интересных новшеств автобуса ЛАЗ-695 стала оригинальная рессорно-пружинная подвеска, которую разработали совместно с НАМИ. Благодаря такому решению характеристика подвески была нелинейной. С увеличением загрузки вместе с рессорами начинали работать пружины, и жесткость подвески увеличивалась.
Таким образом, как бы ни был заполнен автобус, плавность хода оставалась неизменной.
Один из главных недостатков ЛАЗа — плохое отопление. Причем система была мощной — причина в другом.
Мотор располагался сзади, теплый воздух от него двигался против движения и едва доходил до середины салона. Потому передним пассажирам и водителю было очень холодно. Позже на ЛАЗе появился дополнительный фен-отопитель, и проблема ушла.
На ранних ЛАЗах в передней части располагался неказистый люк, портивший облик. Но таково было требование Министерства обороны.
В случае войны автобусы планировалось использовать как санитарные машины. Люк был необходим для загрузки носилок. Ведь штатные двери для этого были слишком узкими.
Также у ранних автобусов в кабину водителя вела собственная дверь по левому борту. Но и от нее со временем отказались.
ЛАЗу-695Н довелось сыграть большую роль в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Весной 1986 года колонны львовских автобусов эвакуировали жителей Припяти.
В тот же год для работ по ликвидации Министерство автомобильной промышленности СССР заказало Львовскому автозаводу создать партию из пяти специальных автобусов ЛАЗ-692 с защитой от гамма-излучения и радиоактивной пыли. Их разработали в течение месяца.
Окна прикрывали свинцовые листы. На крыше устанавливали системы фильтрации воздуха. В процессе работы автобусы подверглись сильному радиоактивному облучению и после выполнения своей задачи были утилизированы, навсегда оставшись в зоне отчуждения.
ЛАЗ стал неизменным космическим автобусом страны. А началось все 12 апреля 1961 года, когда первого космонавта Земли, Юрия Гагарина, к стартовой площадке вез ЛАЗ-695Б.
Внешне это был абсолютно стандартный автобус, но внутри всё было по-другому. Как именно доработать автобус для перевозки космонавтов, никто толком не знал. Инженеры действовали интуитивно. Главным отличием была герметизация и система фильтрации воздуха внутри для защиты от пыли.
В салоне было всего десять сидячих мест — два для космонавтов (Гагарина и его дублера Германа Титова), а также для врачей, технических специалистов и кинооператоров.
Рекомендовано к прочтению