Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

В модельной линейке ВАЗа существовали так называемые переходные модели, сочетающие в себе советское техническое наследие с более современными технологиями и элементами комфорта и безопасности, привитыми как до, так и после вхождения автогиганта в альянс Renault-Nissan. «Последним из могикан» стал автомобиль, созданный на базе «десятого» семейства и продержавшийся на конвейере аж до середины 2018 года – Лада Приора. За долгие годы конвейерной жизни она не только обрела определенный имидж, но и обросла немалым числом баек, домыслов и стереотипов. Сегодня мы будем вспоминать интересные факты и развенчивать отдельные мифы, связанные с историей создания и особенностями этого автомобиля.

В момент выхода автомобиля на рынок – а произошло это в марте 2007 года – среди автомобилистов возникли слухи, что внешность автомобиля является делом рук итальянских специалистов, а не «родных» дизайнеров. Также существовала версия о негласном сотрудничестве с GM, на что указывало сходство задней части седана с Opel Vectra B.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Что ж, определённое сходство есть…

В общем, «иномарочный» дизайн с необычной формой передней оптики и куда большим вниманием к мелочам, чем на автомобилях десятого семейства, наводил некоторых на мысль, что Приору «рисовали» не сами, а совместными усилиями с кем-то еще.

Необходимость модернизации «десятки» была очевидной для заводчан еще в тот момент, когда многострадальный автомобиль с изрядной задержкой наконец-то вставал на конвейер – а произошло это в 1996 году. К тому времени тенденции в мировом автодизайне еще не изменились радикально, но формы стали еще плавнее, а линии мягче, так как в то время господствовал биодизайн.

Для того, чтобы осовременить экстерьер ВАЗ-2110, конструкторам сначала пришлось «переосмыслить» кузовные чертежи и доработать штампы, получив вместо традиционной документации современную математическую модель, с которой можно было работать дальше.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
3D-модель Приоры. У «десятки» такой не было

Затем исключительно собственными силами заводские дизайнеры разработали целых пять вариантов заметного обновления экстерьера. Над ними работали В. Степанов, С. Таранов, Е. Лобанов, А. Любимов, В. Сёмушкин и М. Пономарёв, вариант которого в итоге и пошел в серию.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Один из вариантов модернизации с фарами ВАЗ-2123

Интересно, что отдельный проект по омоложению «десятки» опытно-промышленное производство ВАЗ заказало и бывшему дизайнеру ВАЗ Владимиру Ярцеву, который к тому времени давно жил и работал в Бельгии, основав собственную фирму YartsevDesign. Этот вариант с индексом ВАЗ-2110М затем небольшими партиями выпускался в ОПП.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Владимир Ярцев – руководитель проекта 2110, создавший по заказу ОПП и модификацию 2110М

В общем, совместными усилиями и с «продавливанием» некоторых ограничений технологов по изменению штампов к 2001 году дизайнерам удалось создать тот самый облик, который в 2003 году был продемонстрирован публике в виде опытного образца на Московском автосалоне. К слову, прототип тогда еще не имел собственного имени и лишь получил цифровой индекс 2170.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Процесс превращения «десятки» в Приору нашел своё отражение на обложках журнала «За Рулем»
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

Прототип ВАЗ-2170, показанный в 2003 году, смотрелся гораздо привлекательнее предшественницы​

Если говорить объективно, то даже с позиций нашего времени фейслифт вазовцам вполне удался, ведь удалось избавиться от общей тяжеловесности силуэта, из-за которой ВАЗ-2110 называли «беременной антилопой». Отдельные зазоры кузова при этом уменьшились вдвое – то есть полноценной «иномаркой» бывшая «десятка», конечно же, не стала, но уже начала на неё походить хотя бы внешне.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

На фото: предсерийный ВАЗ-2170​

Но откуда же взялся «итальянский след» в истории создания Приоры? Дыма без огня не было: разработав сначала собственными силами интерьер, получивший название Status, проектирование салона впоследствии «отдали на сторону», заказав его туринской инжиниринговой компании Carcerano Creative Engineering, которую Луиджи Карчерано основал только в 1999 году.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

Предсерийные салоны (ранний и поздний варианты)​

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
А ведь интерьер Priora с собственным названием Status мог быть таким!

И опыт в собственно «рисовании» интерьеров у её специалистов был не самым большим, поэтому создание салона для Приоры не обошлось без трудностей и привлечения для доводки дизайна салона представителей завода. Однако в итоге интерьер получился вполне современным, хотя не обошлось без забавных «ляпов» вроде несуразной надписи «open» на крышке-заглушке, расположенной на центральной консоли.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

Не всем нравилось и сочетание овальных часов с прямоугольными кнопками и воздуховодами, хотя сравнивать салон Приоры нужно не с Chevrolet Lacetti, как это делали некоторые современники, а со всё той же «десяткой», от которой, увы, новой модели досталась по наследству проблема с не самой четкой работой салазок и ограниченным диапазоном перемещения передних сидений.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Два наследственных недостатка эргономики – теснота на втором ряду и невозможность отодвинуть переднее кресло по-настоящему далеко от руля
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

Рулевая колонка регулировалась только по наклону​

Да и от некоторых особенностей эргономики при обновлении интерьера уйти так и не удалось – к примеру, сиденье водителя так и не регулировалось по высоте, а руль – по вылету.

Изначально модель предлагалась с парой двигателей – восьмиклапанным 21116 и шестнадцатиклапанным 21126.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

Эволюция «шеснаря»: «сто двадцать шестой» мотор, по сути, представлял собой глубокую модернизацию «полторашки» 21083​

Они отличались от аналогичных моторов «десятки» (21114 и 21124 соответственно) облегченной шатунно-поршневой группой производства Fegeral Mogul. Как нетрудно догадаться, «шеснарь» с заявленной заводом мощностью 98 л.с. был куда популярнее восьмиклапанника, поскольку по официальным данным Приоре с таким мотором требовалось на разгон до 100 км/ч 11,5 секунд, ну а в умах «гонщиков» она разгонялась до заветной сотки и вовсе за десять с небольшим.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

И объясняли подобную «резвость» машины в реальных условиях тем, что завод якобы намеренно занизил указанную паспортную мощность, чтобы не выходить за порог 100 л.с., после которого значительно возрастал транспортный налог.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Двигателю Priora владельцы «по ощущениям» приписывали несколько дополнительных лошадиных сил

А реально «сто двадцать шестой» мотор выдавал, по утверждениям «знатоков», намного больше – 105-108 л.с., а в отдельных случаях и все 110 «лошадок», что зависело от конкретного экземпляра двигателя. И такое энерговооружение будто бы с лёгкостью позволяло водителю Lada «наказывать» всякие Солярисы с Логанами.

Приду в гараж, открою дверь.Вот он, мой черный хищный зверь.Блестят бока, капот блестит,Но сердце под капотом спит,Вот за рулем я, ключ в замке,И сладкий сон на волоске.Зажглись приборы на табло,Вокруг "Приоры" всё будто замерло…

Впрочем, замеры внешней скоростной характеристики на стенде, которые по собственной воле проделывали отдельные владельцы, не выявляли «лишние» лошадиные силы у мотора 21126 – да, обкатанный и исправный двигатель мог выдать и 99 или все 100 л.с. вместо 98, но это, в общем-то, вполне укладывается в погрешность измерений. Которая, как известно, возможна как в одну, так и в другую сторону. А в паспортных данных обычно указывается гарантированная максимальная мощность, меньше которой товарный мотор выдавать не должен. Вдобавок на итоговый показатель влияет множество факторов – точность настройки самого стенда, температура воздуха, тип топлива и так далее.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
По утверждениям многих «гонщиков», машина с легкостью укладывала стрелку спидометра на отметку 200. Официальный параметр «максималки» – 183 км/ч

Другое дело – шестнадцатиклапанный двигатель 21127, в системе впуска которого появилась резонансная камера с изменяемым с помощью специальных заслонок объемом. Этот мотор безо всяких домыслов развивал как раз 106 л.с., и его ставили на Приору в последние годы выпуска.

Время от времени на улицах наших городов можно встретить трехдверку с передней и задней частью Приоры. Некоторые утверждали, что это – не заводское изделие, а всего лишь самодельная модернизация мелкосерийного ВАЗ-21123, то есть трехдверного хэтчбека «десятого» семейства, который выпускался в ОПП.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

​Однако Lada Priora Coupe действительно выпускалась всё на том же опытно-промышленном производстве, что и предыдущая «купешка». Малыми партиями трёхдверку производили с 2010 до 2015 годы, причем она заметно отличалась от обычной Приоры ВАЗ-2172, получив 150 новых деталей, включая элементы силового каркаса кузова, другую крышу, передние двери, боковые стекла и так далее.

Как и полагается, трёхдверка проходила весь комплекс государственных испытаний, связанных с сертификацией новой модели, а не модификации. От предшественницы на базе «десятки» Priora с громкой приставкой Coupe отличалась более богатой комплектацией, ведь в оснащение машины входили не только электростеклоподъемники, усилитель руля и кондиционер, но и датчики дождя и света, парктроник, пара подушек безопасности и ABS.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

Эксклюзивная Приора отличалась кузовными панелями, но не техникой

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Пожалуйте в купе: чтобы попасть на второй ряд, требовалось «сломать спинку». Проём по сравнению с ВАЗ-2108 чуть заужен в нижней части

В момент выхода (2010 год) цена на «купешку» начиналась с 375 000 рублей – то есть минус две двери обходились покупателю в дополнительные 23 тысячи рублей, ну а в конце мелкосерийной «жизни» трехдверный хэтчбек Priora Coupe Sport оценивался уже в 450 000 рублей. Машина определенно была «вещью в себе», ведь за всё время выпуска было собрано всего две с половиной тысячи таких автомобилей, которые пользовались ограниченным спросом. Ведь они не предоставляли каких-либо существенных преимуществ перед пятидверкой, включая полное совпадение динамических качеств, что не позволяло считать эту якобы эксклюзивную модель хот-хэтчем. Для сравнения: в апреле 2015 года с основного конвейера ВАЗ сошла 900-тысячная Приора, а ровно десять лет спустя после начала производства (апрель 2017 года) в Тольятти собрали миллионный экземпляр этой марки.

Очевидное сходство с предшественницей наталкивало многих владельцев «десяток» на мысль, что Приора отличается от их автомобилей разве что крыльями, капотом, багажником и другим «обвесом», а также новым интерьером. Однако важной особенностью Приоры стала мультиплексная система, которую впервые применили на российских автомобилях именно на Приоре. Благодаря наличию CAN-шины удалось избавиться от жгута проводов, которых для управления с двери водителя электрозеркалами с обогревом, стеклоподъемниками и центральным замком потребовалось бы целых сорок восемь штук.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
На «десятках» кнопки управления ЭСП располагались в центре салона не просто так. А на Приоре (на фото) благодаря CAN-шине они «переехали» на двери

Было много отличий и по кузову: Приору пытались подтянуть на новый уровень по пассивной безопасности, что потребовало усиления силовой структуры кузова – порогов пола, боковых стоек и крыши, а также установки в двери стальных брусьев. Однако «испытания боем» показали, что с уровнем безопасности оказалось не всё гладко: вазовцы изначально претендовали на четыре звезды по методике EuroNCAP, но при краш-тесте издания «Авторевю» по собственной методике ARCAP Приора так называемой первой фазы в стандартной комплектации получила всего 5,4 балла из 16 возможных за фронтальный удар, что соответствовало только одной звезде.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

После ряда кузовных доработок (фаза 2, начиная с октября 2008 года) люксовая Приора с двумя подушками и преднатяжителями на фронтальном краш-тесте, проведённом самим производителем машины, заработала уже 10,6 балла по методике EuroNCAP (3 звезды), а ранее на боковых «крашах» – 13 баллов. Это позволило заводчанам засчитать суммарный результат на ВАЗе как «четырёхзвездочный», ведь для этого было нужно как раз 24 балла.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

​Фронтальные и боковые подушки безопасности, передние ремни безопасности с преднатяжителями) – это Lada Priora последних лет выпуска. Ремень пятого пассажира так и остался двухточечным​

Впрочем, безо всяких «округлений в большую сторону» можно утверждать, что эта модель после доработок точно была заметно безопаснее прародительницы-«десятки».

В 1000 изменений по сравнению с «десяткой» входили и более современная оптика с пластиковым рассеивателем, и новый рулевой механизм с электроусилителем, и модернизированные тормоза с 9-дюймовым вакуумным усилителем и системой ABS, и новые амортизаторы с пружинами. Впервые на Ладах в задней подвеске появился стабилизатор, что в сочетании с увеличенным диаметром переднего помогло уменьшить крены и улучить поведение машины на высоких скоростях. Правда, опять же, если сравнивать именно с «исходником», то есть печально известным своей «ватностью и податливостью» ВАЗ-2110. Ну а до лучших представителей В-класса Приора даже с учетом всех изменений по породистости реакций, увы, никогда не дотягивала. Как и по многим другим показателям – надёжности, шумности, эргономике...

Подушка безопасности водителя на Приоре с самого начала была базовым оснащением даже в самой начальной комплектации (в люксе добавлялась пассажирская). Поэтому многие автомобилисты именно эту модель считают первым автомобилем ВАЗ, получившим заводской «эйрбег».

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

И до рестайлинга (первое фото), и после водительская подушка полагалась Приоре в базовой комплектации

Однако мы когда-то рассказывали о Lada Baltic, на которой в типичном для автомобилей Volkswagen рулевом колесе была вмонтирована подушка безопасности! А поскольку Балтик с 1996 по 1998 год в Финляндии было сделано около 14 000 шт., первой серийной Ладой с «эйрбегом» должна считаться именно «Евросамара».

Да и с кондиционером не всё так просто. Да, первые товарные Lada Priora с заветной снежинкой на кнопке включения системы кондиционирования воздуха появились в продаже в мае 2008 года, и именно на этой модели ВАЗ кондиционер получил относительно массовое распространение.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

Но ведь самым что ни на есть заводским кондиционером (пусть и полностью иностранного производства) в своё время в небольших количествах оснащались вполне серийные Самары первого поколения! Кроме того, в качестве опции кондиционер был доступен и на Балтике.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Абсолютно штатный кондиционер на Самаре – было и такое!
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
На фото: кнопки включения кондиционера и системы рециркуляции на Lada Baltic

Зато именно Priora первой получила такие приятные «опции комфорта», как ABS и парктроник, а еще на этом автомобиле точно впервые для Лады появились две подушки безопасности, роботизированная трансмиссия АМТ, мультимедийная система с навигацией ГЛОНАСС и многое другое.

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора
Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

После рестайлинга салон стал заметно современнее и «мультимедийнее»

Итальянский дизайн, лишние лошадки и версия купе: мифы и факты о Лада Приора

Источник

Новый BMW M340i Touring G21 покидает Нюрбургринг Новый BMW 4-Series Cabrio G23 M Sport 2021 Новый BMW M235i Gran Coupe F44 2020 Porsche 911 на «механике» получит бесплатную опцию BMW M3 2021 G80 готовится к премьере

Лента новостей