Журналисты оценили Zetta. Какие перспективы у электромобиля?
Электрокар Zetta — первое российское экологически чистое транспортное средство с краткосрочной серийной перспективой. То есть будет скоро, хотя и не вышло так скоро, как хотелось бы...
Zetta — аббревиатура от Zero Emission Terra Transport Asset, что в переводе на русский означает «Транспортный актив с нулевым выбросом». В его основе лежит шасси с интегрированной тяговой батареей. По такому же принципу созданы, например, модели Tesla. Разумеется, платформа модульная и на ней могут создаваться автомобили разного класса (что вообще-то проектом и предусмотрено). Кузовные детали, изготовленные из экструзионного композита, крепятся к шасси капсюльным способом - что, как говорят в компании, облегчает задачу создания различных моделе: точки крепления вариативны и выбираются в зависимости от задач.
Элементы подвески и управления — адаптированные решения от вазовских «десяток» и «восьмерок», а так же семейства Lada Kalina/Granta.
Габариты электрокара составляют 3030x1760x1600 мм. Ожидается, что Zetta будет относиться к категории L7 (квадроцикл массой до 400 кг.) Снаряженная масса электромобиля будет варьироваться от 486 до 798 кг — в зависимости от выбранной емкости АКБ.
Силовая установка была разработана исключительно силами инженеров компании. В движение автомобиль будет приводиться мотор-колесами без постоянного магнита — они установлены на задней оси. Спереди — электродвигатель с редуктором. Мотор-колесо благодаря своеобразной намотке имеет высокий КПД — от 82 до 96%.
С одного мотор-колеса можно снять до 70 кВт, что эквивалентно 95 л.с., сообщает журнал «Автоброкер», но на серийных машинах не будет реализован весь потенциал электродвигателей. Суммарная мощность всех агрегатов не превысит 15 кВт. А вот крутящий момент у машины составит порядка 30 Нм на 1 кг веса мотора. Для питания будут использоваться аккумуляторы емкостью от 10 до 32 кВт/ч, которые обеспечат пробег на одном заряде от 200 до 560 км.
Электромобиль не получит усилителя руля. Гидравлический слишком дорог и увесистый, а электрических, соответствующих напряжению электросети Zetta, пока нет. Кондиционера тоже не будет — он «съедает» энергию, которая нужна электромобилю для поездок. Тем не менее, выход нашли: охлаждение воздуха выполняется за счет испарения обыкновенной воды. Конечно, будет происходить не так эффективно, как с фреоновым аппаратом, но приходится чем-то жертвовать.
Зато цены на самую доступную версию Zetta по-прежнему обещают в диапазоне от 450 до 540 тыс. рублей. Серийное производство планируют начать в первом квартале 2020 года. В настоящее время решается вопрос сервисной составляющей — кем будут обслуживаться электромобили. У компании-производителя есть свои производственные мощности, которые почти приведены в готовность для начала производства электромобилей. Площадка расположена в Тольятти на территории порядка 18 тыс. квадратных метров. В будущем предприятие будет дооснащаться необходимым оборудованием, которое позволит только улучшить качество и выйти на запланированные объемы, а это примерно 15 тыс. единиц в год.
Как вы думаете, пойдет этот проект у нас должным образом?
Рекомендовано к прочтению