Что будет с ценами на бензин? Прогноз эксперта
Почему дорожает топливо? Вопрос риторический, ответ тоже: топливо не может дешеветь, когда дорожает всё. Тем более у нас главную роль в ценообразовании играют не биржевые цены на нефть, а налоги и курс рубля.
Прошлой весной власти и нефтяники выработали новую схему демпфирования. В случае высоких мировых цен на топливо нефтяные компании, поставляющие продукты на внутренний рынок, получают доплату из казны — компенсируются потери от ограничения экспорта.
Когда выгоднее торговать дома, часть доходов нефтяники отдают в бюджет. Даже если ничего не отдают, бюджет не особо страдает. Ведь у нас доля налогов и акцизов в цене топлива — свыше 70%, чуть ли не самая высокая в мире. И ставки акцизов ежегодно подрастают, так что средства на компенсацию нефтяникам предоставляют они сами.
В прошлом году топливо планомерно дорожало во всем мире. Кульминационным стал октябрь: в Германии исторический рекорд побила цена ДТ, а в Великобритании — бензина. В Италии за год топливо подорожало на 24%, в Германии и Швеции — на 35%, в США — на 58%.
Объясняют это чем угодно, кроме жадности продавцов и усиленного лобби электромобилей: энергетический кризис, пандемия, инфляция, требования ОПЕК и прочие правдоподобные причины.
Власти Китая с января по октябрь поднимали розничные цены на топливо 13 раз — там они жестко привязаны к биржевым котировкам. И ввели ограничения на продажу.
Как ни парадоксально, у нас ситуация вполне приемлемая: цены росли соразмерно заявленной инфляции, причем до ноября с некоторым отставанием. Может, это и есть золотая середина: цены как бы свободные, но корректируются государством. Другое дело, что зарплаты не растут соразмерно инфляции.
Сезонные скачки цен в последние годы предсказуемы. Можно выделить три периода подорожания на рубль-другой: ранняя весна, начало лета и поздняя осень. Почти наверняка так будет и в этом году. А суммарное подорожание составит 5–10%. Если, конечно, не случится никаких потрясений.
Рекомендовано к прочтению