Сергей Бестугин: «Наш автодром – важнейший центр событийного туризма в Самарской области».
На протяжении 40 лет Тольяттинский спортивно-технический клуб (ТСТК) «ЛАДА» занимается организацией и проведением автоспортивных мероприятий на автодроме ТСТК «ЛАДА» (Тольятти, Южное шоссе, 159), в народе – «автодром КВЦ». Только в гоночном сезоне 2019 года проведено несколько знаковых гонок: этап Кубка России по ледовым гонкам, этап Чемпионата России по автокроссу, этап Кубка России по ралли-рейдам «Баха Тольятти», этап самой крупной дрифт-серии – РДС. И, конечно, проводились регулярные и ставшие очень популярными гонки: многоэтапные открытые Кубки Тольятти по зимним синхронным гонкам, по автокроссу, по дрифтингу, по кольцевым гонкам, гонки «Трек 400» и другие. Беседуем с президентом ОО ТСТК «ЛАДА» Сергеем Юзефовичем Бестугиным и директором ОО ТСТК «ЛАДА» Юрием Николаевичем Лёзиным.
Сергей Бестугин: – В этом году нашему клубу исполнилось 40 лет. Все началось в 1979 году. Александром Ивановичем Покрышкиным – первым трижды Героем Советского Союза, маршалом авиации, а на момент подписания документа – руководителем ДОСААФ СССР – был подписан приказ о создании Республиканского спортивно-технического клуба, который после ряда преобразований стал спортивно-техническим клубом «ЛАДА». Подобных клубов с такой многолетней историей в стране нет.
Сезон 2019 года у нас начался в прошлом году. К нам обратились наши коллеги из комитета трековых и ледовых гонок Российской автомобильной федерации с предложением провести у нас на автодроме первый этап Кубка России по ледовым гонкам. Этап Кубка состоялся в конце декабря 2018 года, но он входил в календарь сезона 2019 года, то есть именно этой гонкой мы и открыли наш автоспортивный год. Организация и проведение этапа по ледовым гонкам на нашем автодроме получили высокую оценку РАФ. Поэтому, а также потому, что некоторые трассы по техническим причинам не готовы были принять этапы Кубка в феврале, нам предложили провести еще одну гонку – на этот раз четвертый этап Кубка России. То есть из пяти зимних этапов Кубка два прошло у нас.
В мае у нас прошел один из этапов Кубка России по ралли-рейдам «Баха Тольятти». На автодроме был расположен лагерь спортсменов, там же был старт гонки. Всем известно, что ралли-рейды для зрителей не самая привлекательная дисциплина, так как трасса проходит где-то вне населенных пунктов, и для того, чтобы увидеть прохождение боевых машин спецучастков, нужно куда-то далеко ехать и в полевых условиях ждать их проезда. В условиях же автодрома все гораздо проще, понятнее, интереснее и зрелищнее. Ну и участникам тоже комфортнее: одно дело, когда бивуак расположен в чистом поле, где нет ни воды, ни электричества, ни иных удобств, и совсем другое дело, когда все работы, связанные с ремонтом и обслуживанием техники, проходят на оборудованной площадке со всеми удобствами, да еще и в черте города. В общем, и зрители узнали, что такое ралли-рейды, и сами гонщики довольны созданными для них комфортными условиями на бивуаке.
Июнь для нас тоже знаменательный месяц. Все знают, что на День города Тольятти у нас всегда проходит кроссовая гонка. В прошлые несколько лет она проходила в статусе этапа открытого Кубка Тольятти по автокроссу, а в этом году на День города у нас прошел этап Чемпионата России! Приехали спортсмены со всей страны, и мы получили от них множество исключительно положительных отзывов и о нашей трассе, и об автодроме в целом, и о том, как мы их встречали и какие условия проживания предоставляли. Благодаря нашим партнёрам гостиничного комплекса «Калина Красная», абсолютно бесплатно в комфортабельных номерах размещались участники соревнований. Такого нет ни в одном другом городе, принимающем у себя всероссийские кроссовые соревнования.
У нас действительно уникальный автодром (а ведь многие из наших зрителей и не знают, что часть кроссовых трасс, на которых проходят этапы Чемпионата России, – это просто закольцованные грейдированные дороги в поле, часто без какой-либо инфраструктуры вообще)! И в июле на автодроме впервые в истории Тольятти, да и всего нашего региона, прошла гонка РДС – это самая большая и популярная дрифтовая серия в России! Действительно, это очень важное событие для нас, ведь дрифтинг сейчас – это одна из самых популярных у молодёжи автоспортивных дисциплин.
Юрий Лезин: – Я хочу добавить, что, помимо перечисленных выше статусных гонок всероссийского уровня, мы проводим очень много наших – на уровне городских Кубков – автоспортивных соревнований. Так, зимой у нас очень популярен открытый Кубок Тольятти по ледовым синхронным гонкам, участниками которого являются такие звезды автоспорта, как Дмитрий Брагин, Егор Санин, Кирилл Ладыгин, и многие другие. Очень популярен зимний дрифтинг. Летом автодром принимает у себя участников многоэтапного Кубка по синхронно-кольцевым гонкам, многоэтапного Кубка по дрифтингу. Отдельной строкой надо отметить наш Кубок по автокроссу, который состоит из трех традиционных гонок: «День Победы», «День города» и «Серебряная Ладья».
Последняя – это самая старая (если так можно сказать) непрерывно проводящаяся гонка в России, старше ее гонок нет! Задумайтесь: первая «Серебряная Ладья» была проведена еще в 1973 году и с тех пор без единого перерыва проводится каждый год!
Выделить можно и этапы женской гоночной серии «Автоледи», которую мы возродили в позапрошлом году. Также впервые за много лет осенью этого года мы провели сразу несколько гонок «ТРЕК 400», правда, пока только изучаем, насколько этот формат нам подходит и насколько он будет интересен спортсменам и зрителям. По результатам проведенных этапов скажу: да, такой формат мы будем развивать!
– Какова география участников?
Сергей Бестугин: – География очень широкая – это вся европейская часть России: Оренбург, Пенза, Саратов, Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Смоленск, Воронеж… Всех регионов, откуда к нам приезжают участники, не назвать – их очень много! Есть даже гости из-за рубежа: так, на наши дрифтовые гонки приезжают пилоты из Казахстана .
Если же говорить о зрителях, то на каждую знаковую гонку на автодром приезжают тысячи зрителей (часть из которых - жители соседних регионов).
Но мы понимаем, что не все могут посетить наши мероприятия, и обязательно стараемся оперативно выдавать информацию на наших интернет-ресурсах. Интернет-аудитория наших мероприятий значительно больше – свыше 2 миллионов человек (для знаковых соревнований).
Отметим, что немалая часть соревнований проводится бесплатно для зрителей! Для Тольятти это является важной социальной и имиджевой составляющей. Наш автодром – важнейший центр событийного туризма в Тольятти и в Самарской области в целом (подобных автоспортивных объектов нет в соседних областях, за исключением Казани с ее автодромом «Высокая гора»).
– В прошедшем сезоне открылись новые звезды?
Сергей Бестугин: – Я бы назвал «звездочкой» Катю Бояринову. Катя участвовала в этапе Чемпионата России и у нас, а осенью и в традиционном автокроссе «Серебряная Ладья». Девушке 20 лет, она из Смоленска. И по итогам сезона в этом году Катя Бояринова стала чемпионкой России по автокроссу, причём в классе «Багги»!
– Молодежь приходит на автодром?
Сергей Бестугин: – Участие в любительских соревнованиях принимают молодые спортсмены, для которых наш автодром – идеальное место для проведения досуга (большая часть из них пришла к нам из так называемых уличных гонщиков). Такой переход молодых автомобилистов из разряда никем не контролируемых стритрейсеров в разряд автоспортсменов, очевидно, положительным образом сказывается на безопасности дорожного движения в городе. При клубе работает детская автошкола, в которой занимаются ребята в возрасте от 10 до 17 лет. Многие курсанты школы выбирают путь профессиональных автоспортсменов.
– На автодроме проходят статусные соревнования. Наверняка и требования к трассе и к регламенту жесткие?
Сергей Бестугин: – В официальных всероссийских соревнованиях основной цензор и контролер – Российская автомобильная федерация, которая выставляет требования, в том числе и по безопасности. Для того чтобы этим требованиям соответствовать, мы несем большие затраты. Часто они связаны не только и не столько с подготовкой трассы, сколько с обеспечением безопасности мероприятия в целом. Кроме того, для проведения статусных соревнований наш автодром в соответствии с федеральным законом должен входить в единый реестр спортивных сооружений России. А это дорогостоящие процедуры, связанные с лицензированием, сертификацией, согласованием и т.д. Иногда эти требования находятся далеко за пределами наших финансовых возможностей.
Мы делаем упор на традиционные соревнования. Раньше та же «Серебряная Ладья» была в календаре РАФа как этап Чемпионата России. Сейчас это традиционная гонка. Она стала не менее престижна, но она не является официальной всероссийской гонкой – теперь это этап городского Кубка. Что это дает? Это дает статус, позволяющий гонщикам получать разряды, но не выше второго. Спортсменам, которые имеют эти разряды, надо расти. А мы не можем дать им такую возможность. Ведь для того, чтобы получить разряд, спортсмен должен участвовать в статусном региональном или всероссийском мероприятии только в своём регионе. Таковы правила. Такие вот есть нюансы. И это надо пересматривать, может быть, даже всю политику развития автоспорта.
Юрий Лезин: – Я дополню. Что касается автодромов, их сертификации и лицензирования. В России всего несколько автоспортивных объектов, которые имеют такой статус. Остальные все гонки проводятся на автодромах, которые в законодательстве именуются «Место проведения официального спортивного соревнования». Если бы не эта формулировка в законе, то трасс было бы значительно меньше. Их и сейчас-то мало. То есть они есть, но на них не проводятся гонки, от чего страдает масса спортсменов. Так, к примеру, Чемпионат России по автокроссу «сжался» до проведения нескольких гонок исключительно в европейской части России, что очень ущемляет права кроссменов и вообще гонщиков из восточной части. Представьте, какие затраты должен понести спортсмен из, к примеру, Иркутска, чтобы ездить на этапы Чемпионата в Воронеж, Курск, Грозный? Сотни тысяч, а то и миллионы рублей для этого нужны! Право стать чемпионом России должны иметь не только ребята из Воронежа, из Курска, из Москвы, из Смоленска, но и в том числе из Иркутска, Биробиджана, да из любого города или поселка, расположенного в восточной части страны. Пока этого, к сожалению, нет. И будет ли – неизвестно. Вот такая у нас существует автоспортивная дискриминация…
– РАФ помогает?
Сергей Бестугин: – Российская автомобильная федерация – это такая организация, которая, по мнению большинства спортсменов и организаторов автоспорта, давно требует коренных преобразований. Для того, чтобы проводить официальные, статусные мероприятия, надо понести существенные затраты. Чтобы просто попасть в календарь РАФ, нам нужно заплатить денег, чтобы получить лицензию организатора – мы платим в РАФ деньги. Чтобы получить паспорт трассы – мы платим деньги, чтобы получить лицензии для своих судей – мы платим деньги, в общем, за все мы платим деньги в Российскую автомобильную федерацию.
– Жалуетесь кому-то на такую несправедливость?
Юрий Лезин: – Чтобы провести статусные гонки в этом году, мы начали обращаться к законодательству, к источникам. Мы разговаривали с депутатом Государственной Думы В.В. Бокком на эту тему, когда он к нам пришёл на открытие этапа Чемпионата России по кроссу. Так вот. Депутата Государственной Думы, грубо говоря, так же, как и всех зрителей, «прошмонали» на входе. Он был, если говорить мягко, в недоумении. В связи с тем, что законодательство очень строгое, мы должны досматривать каждый автомобиль, каждого зрителя, каждую сумочку. По закону во время мероприятий на автодром ни в коем случае нельзя пройти шашлыки пожарить. То есть все то, что привычно было делать на автодроме, вдруг на этапе Чемпионата России делать нельзя. Люди приходили, разворачивались и уходили. Безопасность превыше всего – я с этим согласен, но не до маразма же! Когда мы согласовывали гонку, нам насчитали оборудования, которое мы должны здесь поставить в соответствии с требованиями безопасности, на несколько миллионов рублей. А части этого оборудования нет даже в регионе. Нам его взять негде. Например, рамки для проверки скрытых полостей автомобиля. Они стоят только на таможне, кто ж нам оттуда даст… Про доставку, установку и обслуживание я не говорю. Все это – миллионы рублей затрат для проведения только одной гонки… Как итог: въезд на автодром на автомобиле запрещен, тотальный досмотр всех входящих, тотальный запрет всего и вся! Закон таков, что скоро на соревнования зрителей будет запрещено пускать. И так трибуны стадионов и Дворцов спорта наполняются только на знаковых соревнованиях, а на остальных почти пустые, а тут еще такие драконовские меры…
– Может быть, это функция полиции, а не ваша?
Юрий Лезин: – Забота о безопасности – важная тема, и молодцы те, кто придумал все меры предосторожности. Но как выживать спортивным клубам и организаторам, которые везде всем должны, чтобы что-то провести, – законодатели об этом не подумали. Ведь что получается? Мы для того же РАФа должны все делать, а они нам ничего не должны абсолютно. Законодатели спустили требования по безопасности, мы все это должны оплатить, закупить оборудование… Где изыскивать средства на проведение?.. Вы, ребята, выдвигаете такие требования, откуда клубам взять деньги на то, чтобы это все выполнять? Может, давайте тогда на законодательном уровне закрепим и финансирование спортклубов?
– От кого зависит решение проблемы?
Юрий Лезин: – Зависит реально от федеральной власти. От Минспорта зависит, потому что Минспорт, по сути, является заказчиком всех спортивных мероприятий, в том числе автомобильных гонок, автомобильного спорта. Далее, следующая ступенька – это Российская автомобильная федерация. Но на этих уровнях все и рвется. Видимо, чиновников на высоких постах и так все устраивает.
– Что планируете в следующем сезоне? Когда он начнется?
Сергей Бестугин: – Летний сезон завершен. В этом году мы проведем еще одну статусную гонку. В соответствии с утверждённым календарём РАФа 20 – 22 декабря у нас пройдет, как и в прошлом году, первый этап Кубка России по ледовым гонкам. Мы надеемся, что пройдет, подготовка трассы идёт полным ходом: заканчиваем земляные работы, сейчас все зависит от погоды: будет ли мороз хороший, чтобы создать необходимое ледовое покрытие, будет ли достаточно снега, чтобы обустроить снежные брустверы. У нас спортивный календарь на 2020 год уже сформирован. И он, как и всегда, очень плотный.
– То есть в декабре начнется новый сезон?
Юрий Лезин: – Да. Это будет последняя гонка календарного года и первая гонка сезона 2020 года. В этом году больше никаких мероприятий мы не планируем проводить.
– Сколько помню, на автодроме одни вагончики и палатки. Планируются ли какие-нибудь строительные работы?
Сергей Бестугин: – Автодром – это сложный, многофункциональный объект, и он должен постоянно совершенствоваться. Кроме того, требования к трассам, их безопасности постоянно ужесточаются. Поэтому нам просто необходимо постоянно заниматься трассами: где-то изменить траекторию, где-то установить дополнительные ограждения безопасности, где-то выровнять и уплотнить покрытие. Главное – безопасность! Причём как для гонщиков, так и для зрителей, а это значит – надо развивать и усовершенствовать инфраструктуру автодрома. Уже пришло время возвести на автодроме современное, технически оснащённое здание, со специальными помещениями, где можно проводить конференции, семинары, лекции, выставки, организовать учебный процесс на современных тренажёрах с аудио- и видеосопровождением. Организовать зону рекреации, с возможностью принять душ или другие водные процедуры, посетить сауну, наладить питание как для сотрудников, так и для гостей автодрома. Предусмотреть помещение для административного и медицинского контроля. Сейчас мы проводим медицинский контроль в автомобиле, административный контроль – в палатке. Однако в зимнее время это, мягко говоря, некомфортно. Для реализации хотя бы части этих мероприятий необходимы значительные инвестиции.
– Кто вас поддерживает? Назовите партнеров.
Сергей Бестугин: – До 2009 года клубу оказывали помощь ОАО «АВТОВАЗ» и администрация города Тольятти. В последние несколько лет клуб существует исключительно благодаря работе нескольких энтузиастов автоспорта. Даже в режиме полного отсутствия внешнего финансирования ежегодно клуб проводит десятки соревнований, многие из которых являются всероссийскими, некоторые – международными (т.к. в них принимают участие зарубежные пилоты).
Пользуясь случаем, мы с Юрием от руководства клуба хотели бы выразить благодарность тем партнерам, которые нам помогают. Да, в это сложное время мало кто помогает деньгами, но нельзя переоценить помощь предоставлением специальной и строительной техники. Такие предприятия, как «Эковоз», «Автовазагро», оказывают помощь постоянно. Наши постоянные партнёры «Сфера-Сервис», «ВАЛ-РЕЙСИНГ», «YUAGO», «Партек» помогают в формировании призового фонда. Помогает ветеранский клуб «Патриот» и лично Владимир Николаевич Воробьев и Сергей Николаевич Перевезенцев. Кроме того, у нас есть партнеры и во власти. Очень большую поддержку клубу оказывает Николай Иванович Остудин. Сам в недалёком прошлом гонщик, неоднократный призёр и победитель Первенства среди руководителей АО «АВТОВАЗ» 2009 года по зимним синхронным гонкам, Николай Иванович хорошо знает проблемы и задачи клуба, и нет вопроса, который он оставил бы без внимания. Владимир Владимирович Бокк помогает налаживать связи с ПАО «АВТОВАЗ» С размещением наших участников помогает гостиничный комплекс «Калина Красная», спасибо огромное его директору Григорию Коурову! Мы благодарны всем, кому небезразлична судьба автоспорта в Тольятти, кто понимает, насколько это важно – проводить гонки именно здесь, в столице автопрома, кто хочет вернуть Тольятти звание российской столицы автоспорта и кто прилагает для этого усилия!
– Обращались к властям за помощью?
Юрий Лезин: – Губернатор к нам приезжал, тренировался. Поговорили с ним. Он пообещал помочь, дал телефон заместителя главы своей администрации. Созванивались, писали письма… Но пока, видимо, есть более важные вопросы, и наша тема «зависла».
– Давайте интервью позитивом закончим.
Сергей Бестугин: – Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех спортсменов за их преданность и любовь к автоспорту, несмотря на затраты, которые они несут. Сейчас, чтобы подготовить автомобиль по требованиям класса «Национальный», нужно вложить миллион, а если учесть затраты на выездные соревнования с суточными, топливом, стартовыми взносами и т.д., то бюджет становится значительным. Сейчас автоспорт, к сожалению, сдвигается в сторону обеспеченных людей, становится малодоступным для широких масс. Но есть любители, которые приезжают на старых машинах, абсолютно старых, на «классике», которой сейчас практически и нет. Их тоже надо поблагодарить. Именно такие спортсмены делают автоспорт массовым.
Юрий Лезин: – Если говорить о позитиве, то только на нем все и держится! Несмотря на существующие проблемы, все работает. Будущие зимний и летний сезоны однозначно состоятся. Все ребята знают, что, несмотря ни на что, гонок будет много, все накатаются вдоволь! Наша трасса всегда открыта для всех, и мы всем рады на нашем автодроме!
Беседовал Сергей Запивахин
Рекомендовано к прочтению
- Роботизированные займы: Инновации в финансах
- Зимние шины Pirelli как ключ к уверенной езде в Москве
- 25 лучших автомобильных и технических музеев Москвы: подробный гид
- Забытые ошибки и их разрушительные последствия в мобильной разработке
- Комиссии за вывод средств на Bybit: как минимизировать затраты при выводе криптовалюты